Может ли христианин, имеющий проблемы со здоровьем, соблюдать пост менее строго? Или вопрос питания в данном случае — это вопрос незыблемый и очень серьёзный? Ответы на эти вопросы дают православные священнослужители.
Протоиерей Олег Стеняев:
“…Воздержание от тех или иных продуктов — это только условие, но не главная суть постов. И потому, если Вы по нездоровью не можете воздерживаться от определённых видов пищи, то пускай Ваш пост выражается в иных поступках — к примеру, в воздержании от просмотра тех или иных развлекательных программ по телевизору.
Некоторые мужчины являются заядлыми курильщиками — и им, к примеру, можно порекомендовать ограничивать себя в табакокурении хотя бы в некоторые постные дни. В этом и кроется та самая строгость и серьёзное отношение к себе и определённым самоограничениям.
Расскажу об одном случае из жизни: в наш храм ходил один мальчик — он и в алтаре помогал, и иные мелкие поручения выполнить мог. Вот только мальчик этот всё время жевал жвачки.
Перед постом его родители сказали мне о том, что их сын страдает от заболевания крови, а потому строго соблюдать пост он не сможет.
Однако они попросили меня дать ему какой-нибудь совет на этот счёт, и тогда я порекомендовал этому мальчику отказаться от жвачек.
Это подействовало — он больше не прятал от меня жвачки и не жевал их втихаря. И я всей душой за него радовался, так в тот момент этот мальчик совершил настоящий подвиг и превозмог самого себя”.
Протоиерей Андрей Ткачёв:
“…Ограничить себя в просмотре телевизора в период поста — это дело гораздо более полезное, нежели чем зацикливание на покупке исключительно постных продуктов.
Пустословие, сплетни и брань гораздо страшнее стакана молока или пары яиц. А потому и относиться к ним следует с куда большей строгостью и беспощадностью”.
Иерей Александр Востродымов:
“…Смысл любого поста кроется в воздержаниях, ограничениях и аскезах. Самоограничения учат нас смирению и терпеливости — в том и заключается суть постов.
Мы должны научиться контролировать собственные прихоти, потому как, в противном случае, они возьмут над нами верх. Воздержание же, напротив, способствует нашему самовоспитанию и дисциплинированности.
Однако важно помнить о том, что христианин всегда должен оставаться христианином — то есть жить в согласии с заповедями, уделять время чтению Евангелия, а также быть милосердным и добрым по отношению к своим ближним.
И работать над собой нужно всегда, а не только в постные дни. Важно всё время стремиться к благому и не стоять на одном месте.
Ведь если человек будет духовно трудиться только в период постов, а после этого пускаться во все тяжкие — например, бесконтрольно пить спиртное и переедать, — то ни к чему хорошему такое поведение его не приведёт. Воздерживаться необходимо каждый день, просто во время поста ограничения становятся немного строже”.
Протоиерей Андрей Ефанов:
“…В периоды постов мы добровольно ограничиваем себя ради того, чтобы больше времени и сил уделять занятиям духовным и богоугодным.
И ограничения в пище необходимы в данном случае не только для самопринуждения и отказа от любимых лакомств во имя высшей цели, но и для того, чтобы сократить время на покупку и приготовление пищи. Ведь сделать салат или отварить картофель гораздо быстрее, нежели чем возиться с мясом.
Но должен ли поститься христианин, который, к примеру, лежит в больнице? Важно помнить о том, что самая главная его задача в подобной ситуации — это восстановление подорванного здоровья и лечение. И назначенное ему диетическое питание — это уже лекарство, необходимое для хорошего самочувствия.
Очевидно, что люди, лежащие в больнице, не тратят время на приготовление еды, и, в данном случае, следование назначенному режиму питания как раз “разгружает” время для мыслей духовных и возвышенных.
Всем тем, что лежит в больнице, я советую со спокойной совестью есть то, что дают. И, если есть силы, почаще молиться и читать побольше духовной литературы, вдохновляющей на добрые дела и благие помыслы”.
Протоиерей Дионисий Толстов:
“…Наши молитвы — это плоды духовных и умственных трудов, однако каждый христианин, желавший научиться молитве, знает о том, что с сытым желудком истово и горячо молиться куда труднее.
Пресыщение порождает рассеяние, и разум тотчас заполняют плотские помыслы, что приводит к буйству греховных страстей и плоти.
А потому нельзя забывать о том, что беспечная жизнь приводит к рассеянности мыслей, а внимательная, напротив, к созидательности и гармонии.
Обратите внимание на жизнь любого святого — каждый из них старался избегать рассеяния. Человек, стремящийся к Небесному Отцу, напротив, стремится к сосредоточению и внимательности во всяком деле. И посты учат нас эту самую внимательность и сосредоточенность в себе поддерживать.
Но, должен заметить, не все мы можем поститься, при этом ограничивая себя в еде. Я сейчас имею в виду болящих людей: для них в эти периоды предусматриваются особенные послабления.
Безусловно, в этом вопросе нельзя ограничиваться каким-то единым для всех правилом, ведь недуги у всех нас различные, да и порог воздержания у каждого свой. А потому и подход здесь требуется индивидуальный.
Если Вы болеете, советую Вам прийти в храм до начала поста и поговорить с батюшкой. Он и благословение Вам даст, и рекомендации о тех или иных разумных послаблениях.
Например, при некоторых серьёзных заболеваниях дозволяется пить молоко в любые дни, за исключением сред и пятниц.
В то же время, мне известны некоторые случаи, когда посты оборачивались для болящих людей, которым нельзя было поститься, настоящим чудом.
Я был знаком с двумя женщинами, одна из которых страдала от диабета, а вторая — от пониженного гемоглобина, однако, добровольно пройдя через пост, они почувствовали себя значительно лучше. Улучшения подтвердили и их повторные исследования уже после поста.
Однако подобные чудеса происходят с людьми истово верующими, и потому я никому не советую брать на себя непосильные подвиги. В подобных вопросах очень важно оставаться благоразумными и объективными. Храни Вас Господь!”.