“В храме нет хозяев, за исключением Самого Небесного Отца!” — так часто говорят и церковнослужители, и батюшки.
Но представим себе человека невоцерковлённого — он, может, и заходит в храм раз в год, однако он не понимает и не сознаёт, чем занимаются те, кто там работает.
Безусловно, допускать ошибки могут и церковные служащие, и священники — они ведь такие же живые люди, как и мы.
Однако такой вот человек, посетив храм лишь единожды, выходит оттуда раздосадованным и возмущённым. Ведь, зайдя в церковь, он не успел вынуть из карманов руки, замёрзшие на морозе, как тут же к нему подбежала какая-то старушка в платочке и начала отчитывать.
Придя в церковь во второй раз, этот человек уже будет переживать — а вдруг ему опять сделают грубое замечание или отругают? А ведь в Доме Божьем люди должны проявлять милосердие и доброту к своим ближним…
Однако в подобный момент этому человеку следует задать себе такой вопрос: “А для чего вообще я пришёл в храм?”.
Ради чужого одобрения или ради самого себя и общения с Богом? Все мы — и люди, работающие в церкви, и те, кто просто посещает их — приходим в церковь “лечиться”. Мы понимаем, что наши души больны, поражены грехами, и жаждем исцеления.
Когда мы приходим на приём к обычному доктору, он не всегда бывает приветливым и доброжелательным, однако мы стараемся относиться к нему с пониманием.
Мы стерпим грубость или холодность, потому что хотим выздороветь поскорее. Так почему же, в таком случае, мы с такой строгостью и неприязнью относимся с церковным служащим и священнослужителям?
В церквях, конечно, нету жалобных книг, да и их наличие было бы неуместным и оскорбительным. И Вы, разумеется, не должны мириться с грубостью и хамством, закрывая глаза на чужие оскорбления.
Однако никогда не забывайте о том, что люди, посещающие храм, борются за спасение собственного духа, но не за призвание к ответу собственных обидчиков. Воцерковлённый человек постоянно трудится духовно, учится смирению и терпеливости.
И таким людям Небесный Отец часто попускает и несчастья, и недуги — для испытания веры и исцеления от грехов. Следовательно, и нечистые этих людей атакуют чаще, а отбивать эти атаки далеко не всегда просто.
В таком случае тяжело всегда оставаться добрыми и отзывчивыми. Но окружающим гораздо проще осудить такого человека — ведь они не задумываются о том, что он чувствует и что переживает.
Лукавый не терзает людей, далёких от Бога — они уже и так ему принадлежат. И таким людям живётся гораздо проще, а оттого они часто кажутся нам более добрыми и милосердными, нежели чем люди воцерковлённые.
Истинная вера — эта непрестанный внутренний труд. И, невзирая на людские немощи, от которых никто из нас не застрахован, в храмах гораздо чаще встречается подлинная участливость и душевная теплота, нежели чем в миру. И люди, честные с собой и со своими ближними, не могут этого не замечать.
Рассказал о том, как следует поступать тем, кого обидели в церкви, батюшка Михаил Богатырёв: “…К сожалению, я не могу сказать, что в храмах никто и никогда никому не грубит.
Нет смысла отрицать факты — в противном случае, мы бы прибегли к лжи и лицемерности. Я и сам порой бываю недоволен, когда вижу, как иногда встречают людей, входящих в Дом Божий — и особенно тех, кто лишь недавно пришёл к Господу.
Небесный Отец едва успел коснуться их сердец, едва позволил насладиться спасительной благодатью, и человек спешит в храм, где его с порога встречают грубостью. Сложно в таком случае не почувствовать себя обиженным — его ведь как ледяной водой в этот момент облили…
Но почему же в храмах люди вообще ведут себя таким образом? Безусловно, у всех нас порой бывает дурное настроение, однако в данном случае такое поведение говорит о наличии более глубокой и скрытой проблемы.
Иногда люди, работающие в Храмах, привыкают ко всему, что их окружает, а оттого и утрачивают так называемое “чувство святости”.
Церковь становится для них привычным и обыденным местом. Это вполне объяснимо с психологической точки зрения, однако такое отношение часто толкает нас к духовной слепоте и утрате благоговения к Небесному Отцу.
Храм — это Дом Божий. Он здесь единственный хозяин. Есть ещё и священнослужители — церковные настоятели, однако они — не хозяева храма. Они понимают, что приставлены к этому месту, и за их службу с них со всей строгостью спросят.
Но если батюшка привыкнет и возомнит себя чересчур значимой персоной, то он станет относиться к своим прихожанам с пренебрежением и начнёт ругать их, вместо того, чтобы мягко и наставлять и поддерживать.
Православные подвижники неспроста называли церкви “лечебницами для душ”. И если человек пришёл в церковь, то он понял, что его дух и впрямь болен.
А потому разительных отличий между простыми прихожанами и работниками Храмов на самом деле нет. Все эти люди идут в церковь с единым порывом — желанием исцелить свою душу.
Но что же делать, если Вы пришли в церковь, а Вас там обидели? Я всегда отвечаю на этот вопрос так: постарайтесь этого человека от всей души простить, хотя, конечно, далеко не всегда искренне простить кого-то — простое дело.
Однако же о жалобных книгах отчего-то помним все мы, а о мудром и Спасительном наставлении Серафима Саровского постоянно забываем:
А если мы и помним о нём, то почему-то думаем, что оно применимо к кому угодно, но только не к нам самим.
В результате вместо смирения, любви и снисхождения (которых, между прочим, мы ждём по отношению к себе) мы преисполняемся жаждой мести и обидами. Нет, конечно, не нужно сносить грубость и молча глотать обиду.
Я всегда призываю своих прихожан к честности и открытости в этом вопросе. Поделитесь своими чувствами с батюшкой, расскажите ему о том, что Вас мучает.
А в крайних случаях, если Вы вдруг становитесь свидетелем вопиющей несправедливости, всегда можно обратиться и к руководителю Вашей епархии”.