- Байки о любви и театре рассказывает театральный и телевизионный режиссер Пётр Кротенко, один из создателей сериалов «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина».
- Поросята курили и обсуждали колготки
- …Значит, тогда я был влюблен. И уже умел целоваться.
- Режиссёр как автор эротических притязаний
– Захожу однажды в вагон купе. На столе полбутылки водки и финка. Попутчики закрывают двери и спрашивают: «Ты кем, вообще, работаешь? Мы вот, например, воруем, а ты?»
Байки о любви и театре рассказывает театральный и телевизионный режиссер Пётр Кротенко, один из создателей сериалов «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина».
…Раньше в таких ситуациях я говорил, что я учитель — чтобы не приставали. Народ у нас прямой, когда человеку охота поговорить, он первым делом спрашивает: «Ты кто такой?» А учитель — это скучно, об этой профессии расспрашивать не будут.
Если же сказать, что мои родители актеры, а я ставлю спектакли в театре, я обречен не спать до утра. Никакими тремя рюмками тут не отделаться. И я буду вынужден работать клоуном на манеже. А я хочу это делать по собственному желанию.
Но тут меня спрашивают, и я отвечаю: «Я — режиссер».
Один другому говорит: «Смотри, какая наглая сволочь — он даже не стесняется того, что он прокурор. Мы тебя сейчас зарежем, ментовская ты рожа, и скинем с поезда».
Я говорю: «Почему прокурор? Я — режиссер».
Они говорят: «Так ведь это одно и то же! Короче, где ты работаешь?»
Я говорю: «В театре».
«Смотри-ка, эти сволочи легавые уже до театра добрались. И что же ты там делаешь? Только не елозь, а говори понятно для нас. Мы хотим тебя понять, прежде чем зарезать. Вот ты — мент. Что ты делаешь в театре?»
Отвечаю как можно более спокойно: «Я не мент». И понимаю, что у меня есть всего несколько секунд на то, чтобы сформулировать, чем, собственно, я занимаюсь. Начинаю думать, на что опереться.
Знаю, что пока я не отвечу, меня не зарежут. И если отвечу правильно, не унижая собственного достоинства, тоже останусь в живых. И тут вспоминаю, как замечательно, конкретно написал о театре Антон Павлович Чехов.
Я говорю: «В театре люди обычно носят пиджаки, ходят, едят, целуются и танцуют».
Они говорят: «Ладно, хватит нам мозги пудрить. Ты-то тут при чем?»
« А я, — говорю, — у актеров работаю учителем». И понимаю, что в этот момент сошлись обе мои профессии: виртуальная и реальная.
Тут один из попутчиков мне говорит: «Видишь – Валентин, он отсидел девять лет, и у меня две ходки. И мы бы тебя сейчас точно зарезали, если бы понятно, по-людски, не объяснил, чем ты занимаешься. А теперь садись, будем пить».
Поросята курили и обсуждали колготки
Мой папа был одним из трех режиссеров сериала «Следствие ведут знатоки». А до этого он много лет работал в ТЮЗе актером. Сорок лет назад играл Ромео.
У него была шапка волос — таких кудрявых, что они выглядели как кусты сирени. Труппа тогда была мощная – Ахеджакова, Чурикова, Носик, Остроумова…
Однажды папа привел меня на какой-то очень серьезный спектакль с участием зайцев, волков и поросят. Мне тогда было шесть лет, я был влюблен. И мое первое посещение театрального закулисья во многом напоминало «Девочку на шаре» Виктора Драгунского.
Думаю, это один из лучших рассказов о маленьком мальчике – очень настоящий, мужской. Хочется верить, что взрослые отцы читают свои маленьким сыновьям этот рассказ, когда те впервые влюбляются.
В антракте мы с папой пришли в служебный буфет. Там, как у Драгунского, продавали ситро, пирожные и сосиски, для которых на столе стояла горчица.
А с другой стороны нашего стола сидели поросята. Они курили и обсуждали какие-то невероятные колготки. И в какой-то момент я с ужасом понял, что это ЖЕНЩИНЫ! И они намного старше меня.
А в роли поросят, по моему твердому убеждению, должны были быть настоящие говорящие поросята; с чудесными детскими голосами, но лишенные свиных недостатков.
Такой идеал: разумное животное, которое разговаривает, передвигается на двух ногах, никогда не ходит в туалет и, скорее всего, не ест. А живет в каком-нибудь саркофаге или в космическом корабле.
Это был жуткий шок! Хотя ничего отвратительного в этих женщинах не было. Но при этом все мои чувства поменялись на какой-то электрический разряд.
В эту минуту я понял, что театр это – чудовищный, варварский обман. И все последующие обманы этой жизни не стоили и копейки.
Отец заметил во мне перемену и, обращаясь к поросятам, сказал: «Девочки, я вас хочу познакомить с моим сыном, который смотрит спектакль». Поросята перестали курить, обсуждать колготки и стали делать мне «уси-пуси».
Я был крайне смущен, но что-то гордо им отвечал, обмакивая сосиску в горчицу. И, видимо из-за горчицы, у меня были полные слез глаза.
Но с другой стороны, это было настоящее приключение; как сказочный персонаж, я проник туда, куда обычных людей не пускают.
Я не хочу сказать, что в этот момент понял, что буду ставить спектакли и получать при этом удовольствие. Я только осознал, что у меня появился какой-то волшебный ключ.
Долго-долго я не собирался им пользоваться. Но в какой-то момент часть меня необычайно обнаглела. Я рассуждал так: если они – женщины, обсуждают колготки и курят, мы уже сидели вместе за одним столом, то чего с ними особенно чикаться?
Можно сказать: «Ты будешь говорить вот так, ты будешь плакать, ты будешь рвать на себе волосы и кричать: «Нет, никогда!», а он будет смеяться над тобой и есть яблоко». Это очень просто
И не то что никакого волшебства здесь нет, просто этим волшебством можно управлять. И довольно легко. Ведь они, актеры, вовсе не страшные.
Хотя никто не может сделать столько гадостей, как они, если на минуточку повернуться к ним спиной. Правда, потом сами будут жалеть.
…Значит, тогда я был влюблен. И уже умел целоваться.
Не совсем так, как научился в четырнадцать, но умел. Во всяком случае, моя возлюбленная очень хорошо помнит, как меня зовут, и в состоянии была меня узнать много лет спустя. Она достаточно известный, светский человек — поэтому я не называю ее имени.
Сорок лет мы не общались. При этом мне было очень интересно, помнит она меня или нет. С одной стороны, можно было подойти и выяснить. С другой: чего я подойду, как дурак — вот помнишь, сорок лет назад…
Но на каком-то приеме я набрался наглости и подошел. Она мне не дала договорить, сказала: «Я тебя отлично помню, тебя зовут Петя Кротенко. Ты не представляешь, как мне доставалось из-за тебя дома!»
Как-то уже во взрослом возрасте я прочел слова Андрея Тарковского о том, что самые сильные чувства — невысказанные. Потому, что как только ты расскажешь о своей любви, она будет так или иначе реализована и пойдет на убыль.
Поскольку я этой девочке ничего не рассказывал, я помню это чувство, как если бы это было вчера. Женщины, которых я любил, как правило, были актрисами. Хотя с ними и невозможно жить. Кому-то это удается, но не мне.
Ты любишь то, чего никогда не получишь, потому, что не сможешь понять, а если вдруг поймешь, тебе станет противно. Это странная штука.
В какой-то момент перестаешь реально смотреть на вещи. И не видишь, кто перед тобой и кто ты сам. Придумываешь себе образ, который на самом деле не имеет отношения к реальности.
В моей жизни была любовь такой величины, что я не всегда понимал, что с этим чувством делать. Оно тебя ведет, и ты абсолютно не можешь им управлять. Но, как ни странно, и это проходит.
23 февраля и 8 марта я бы произносил такой тост: «Давайте выпьем за то, чтобы это никогда не проходило. Если вы теряете сознание при виде своей второй половинки, так и живите, не приходя в себя».
Постфактум это не так интересно. Интереснее, когда это все горит, пылает и куда-то несется. Есть гармония потока — когда едешь с бешеной скоростью в автомобиле, и не работают ни руль, ни тормоза.
Но при этом возникает гармония; можно только ехать – правее, левее, а остановиться, развернуться нельзя. И так — пока не кончится бензин, но об этом как-то не думаешь.
В другом случае можно сидеть на зеленом холме в калмыцкой степи и смотреть на бурундука, жующего траву. Понятно, что в случае с автомобилем все значительно сложнее, к сожалению.
Любовь — это такая гусарская рулетка. Кому-то везет настолько сильно, что всем окружающим при этом везет не очень. Это закон статистического распределения. Безнадежно больных всегда три процента.
Остальные скорее здоровые, чем больные. Абсолютно здоровых людей тоже очень немного. Я подозреваю, что то же самое происходит и со счастьем.
Совершенно несчастных людей процента три, множество таких, кому жить нравится, и какой-то небольшой процент людей невероятно счастливых.
Я не влюблялся уже пять лет – даже как-то странно. Сейчас со смехом говорю, что ушел на тренерско-консультативную работу.
Режиссёр как автор эротических притязаний
…Как-то в Москву приезжал француз Патрис Шеро. Он сказал, что профессия режиссера состоит в том, что он выстраивает почву для взаимных эротических притязаний персонажей, а значит и актеров.
Когда тебе удается пробиться к этому, работа начинает нравится. Я делаю так, что один человек начинает домогаться другого – того, кто этого на самом деле давно хочет, но скрывает.
Объясняю людям, на основании чего они хотят этой близости и почему они так ее боятся. Занимаясь всем этим, в актеров невозможно не влюбиться.
Случается, я пишу актерам письма – потому, что не все успеваю рассказать на репетиции. И это очень напоминает ухаживание всерьез. Разговаривая с ними про это, я что-то понимаю про себя и от чего-то избавляюсь. Я работаю на каком-то своем топливе.
Я подозреваю, что счастливый человек может ставить спектакль только о счастливой любви. А о любви страшной, обманывающей счастливый человек ставить спектакль не может — он не попадет в материал.
Однажды я был влюблен в даму, которая жила в городе Омске. В то время я узнал, что в Омском театре не было главного режиссера. И эта женщина, будучи очень чутким человеком, невероятно точно и сильно приревновала меня к театру.
Она спросила: «Зачем ты сюда приехал?» Я ответил, что у меня есть две причины. «Почему не одна?» — поинтересовалась она.
«Потому, что у меня такая цыганская судьба. Мне сейчас предлагают ставить спектакль, следовательно, мне есть, на что жить рядом с тобой».
Она сказала: «Если бы ты хотел жить рядом со мной, ты нашел бы другой способ». Тогда мне попалась пьеса «Тойбеле и ее демон». И я решил, что нужно отложить все остальное и обязательно поставить ее в этом сезоне.
Когда-то «Тойбеле» шла во МХАТе. Оба главных исполнителя умерли молодыми. Сережа Шкаликов от болезни сердца. А у красавицы Елены Майоровой, наверное, были расстроены нервы — она облила себя бензином и сгорела заживо.
Бегала по двору театра и кричала: «Помогите!» Но никто не знал, что делать с горящей женщиной. Но дело тут, упаси Бог, не в пьесе. Пьеса про безнадежную, отчаянную любовь. В программке спектакля было посвящение моей возлюбленной. Таким образом она должна была получить сигнал.
В этом спектакле играла пара — Дима Лебедев и Надя Живодерова. Когда он уходил служить в армию, она пообещала дождаться его и стать его женой. Но вышла замуж за другого.
Когда распределялись роли, я этого не знал. Мне кто-то об этом сказал, когда уже шли репетиции. Не могу сформулировать свое отношение, мне страшно об этом говорить вслух, но это были страх и восторг одновременно.
Потому, что на претензиях к бывшей невесте можно делать очень серьезный спектакль. Никто же не знает, что актер на самом деле тратит, и я не собираюсь об этом говорить зрителям.
Наверное, можно было распределить роли по-другому. Но это был бы совершенно иной спектакль. Была такая мизансцена: героиня стояла, закрыв лицо молитвенником.
Набожная еврейская женщина должна прикрывать себя передниками и спереди, и сзади. И чтобы ею овладеть, партнер должен эти передники развязать.
Но актриса завязывала эти узлы так, что мужчина, не имеющий ногтей, не мог их развязать. Она это делала не намеренно, так получалось.
Приходя на репетицию, она очень нервничала. Стояла и плакала, закрыв лицо молитвенником. Дима, стоя на коленях, страшно на нее ругался.
Она из-за какой-то травмы или простуды не слышала на одно ухо. Отрывала от молитвенника залитые слезами глаза и спрашивала:
«Петр Юрьевич, я не слышу, он реплику сказал? Я могу отвечать? Что он со мной там делает, я не вижу? Можно изменить мизансцену?»
Через какое-то время Дима ушел от жены. Он позвонил мне с улицы, я понял, что ему некуда деваться, и пригласил к себе.
Он спал в одной комнате, я в другой. Полночи мы разговаривали про любовь, мужские и женские измены и про то, что делать, когда любовь заканчивается.
Дима стал моим ближайшим другом. Сейчас мы живем в разных городах и время от времени перебрасываемся эсэмэсками.