Вопрос: «У нас в храмах есть церковные лавки. Но Христос говорил: “Не делайте дома Отца Моего домом торговли”. Грех ли то, что мы в храмах ставим церковные лавки?»
Ответ батюшки: Мы знаем эту историю, как пришёл Христос, перевернул столы торговцев, сказал, что дом Отца Его сделали домом торговли, и был очень резок по отношению к тем, кто торгует в храме.
Нужно понимать, что такое храм в ветхозаветном смысле. Ветхозаветный храм очень сильно отличался от современного храма, к которому мы привыкли.
Во-первых, тем, что там совершались жертвоприношения животных. То есть, когда целиком животное сжигают. Там были коровы, быки, голуби, и всех этих животных носили в жертву.
И там действительно было как на каком-то коровьем рынке. Как правило, эти торговцы были простыми людьми, которые привели своих коров или каких-нибудь голубей для того, чтобы их использовали для жертвоприношения.
А ещё евреи использовали в храме специальные деньги, которые можно использовать только в храме. Грубо говоря, в обычной торговле на рынках использовались монеты Римской империи, а в храме использовались сикли, или шекели, — чисто еврейские деньги, которые в ходу больше нигде не были.
Но считалось, что во время приношения в храме могут использоваться только эти деньги. Это тоже были сторонние люди, и всё это создавало ощущение восточного базара:
одни спорят, торгуются, другие цены назначают, и все эти люди не имеют никакого отношения к храму. У нас сейчас другая ситуация. Мы не устраиваем ярмарки на территории храма, как это было тогда.
Что такое церковная лавка?
Во-первых, она, как правило, размещена не в самом храме, в строгом смысле этого слова. У нас эта часть храма называется притвор. Притвор с древних времён не считался самим храмом.
Вообще в храмовом комплексе может быть всё что угодно. Если в нашем храме в нижний ярус спуститься, там и туалет есть, и так далее. Но это же не значит, что туалет находится в самом непосредственно храмовом пространстве. То же самое и с притвором.
Притвор с древних времён — это место, где молились те, кому в храм нельзя. Тот, кого отлучили от церкви, отправили на покаяние, он стоит в этом самом притворе. Сейчас, конечно, мы так сильно людей за грехи не отлучаем от общения, и поэтому у нас притворы стали относительно маленькие.
Раньше там много народу могло стоять, кающихся за какие-то грехи или некрещёных, которые не участвовали в полноценном богослужении. Так что притвор — это ещё не в полном смысле этого слова храм.
А вообще то, что в церкви есть деньги, — это Христос не порицал. Мы знаем, что есть притча, где женщина бедная принесла две лепты, пожертвовала их. То есть само по себе приношение денег в храм — это не грех.
Даже то, что чинно, спокойно, без всяких торгов, без всякого мычания, гавканья в храме продаются иконы, в этом ничего страшного нет, потому что сам Господь говорил, что служащий алтарю, то есть священнослужитель алтаря, от храма и должен питаться.
Раньше была десятина, раньше каждый был обязан отдавать храму деньги. И если ты хочешь, чтобы всё в храме было бесплатно, то ты должен будешь давать десятину. Когда все жертвуют 10 % от своих доходов, конечно, уже смысла что-то продавать нет.
Если мы хотим, чтобы в храме ценники не стояли, можно вернуться к практике десятин. На это, я думаю, как раз-таки ещё меньше людей согласится.
Текст основан на видео с канала «Альвиан Тхелидзе»