Исповедь — это синоним слова «признание». То есть, например, я верую в Бога, я исповедую христианскую веру. То есть я признаюсь в том, что я христианин.
А в рамках таинства покаяния исповедь — это признание своих грехов. И первая проблема, с которой столкнется человек, который собрался на исповедь, — это стеснение.
Вот я приду в храм, там стоит священник, стоят люди в очереди, и что ему говорить, как ему говорить, как подготовиться к исповеди?
А ведь есть еще такое ощущение, когда мы попадаем в какие-то некомфортные условия, когда мы куда-то впервые приходим, что на нас все смотрят, сейчас будут тыкать пальцем: вот он пришел впервые, давайте, смотрим на него. А если я сделаю что-то не так, что-то сделаю не по правилам?
Поэтому, во-первых, не надо стесняться своего стеснения. Все люди, когда попадают в какие-то незнакомые для себя условия, все стесняются, все не знают, как себя вести, от этого испытывают дискомфорт. Это нормально.
Вот мы побороли страх, стали в очередь к священнику. Что дальше? Дальше нужно запомнить, что нет никаких правил, как исповедоваться. Все люди исповедуются по-разному.
Кто-то стоя, кто-то на коленях, кто-то плачет, кто-то не плачет, кто-то перечисляет грехи, кто-то рассказывает какие-то истории, кто-то просто приходит и выговаривается, потому что ему просто тяжело от какого-то давнего-давнего поступка.
Безусловно, есть много разных справочных материалов, всякие разные брошюрки, книжечки, прочитав которые, мы можем понять, вообще в каком направлении двигаться. Но все эти справочные материалы служат образцом, это не правило.
Это просто пример для подражания. Более того, отчасти они даже немножко вредны, потому что они заставляют людей думать шаблонно, что этот грех называется так, а этот так.
И вот приходит человек впервые на исповедь, начинает перечислять грехи, а значение этих слов он даже не знает. Священнику абсолютно не важно, как называется грех. Не надо пытаться классифицировать свои грехи.
Что на душе есть, стоит рассказывать своими словами. Представьте, человек приходит и говорит: «Я злоупотребил винопитием и согрешил чревоугодием».
Это слова славянские, мы сегодня не используем такие слова. На славянском языке мы молимся. На исповеди можно говорить все своими словами на русском языке, как получается.
Вы думаете, если придете и скажете священнику: «Я нажрался как свинья и напился как окаянный», священник не поймет, о чем речь?
Но грехи бывают разные, бывают те, в которых легко признаться, а бывает, за которые очень стыдно. На исповеди ни в коем случае нельзя скрывать.
Одно дело, если вы забыли что-то упомянуть, другое дело, если вы умышленно скрыли от священника какой-то грех. В молитве, которая читается перед исповедью, есть такие слова:
На исповеди должно быть стыдно! В этом смысл. Когда мы совершаем плохой поступок, мы как-то договариваемся со своей совестью, мы понимаем, что поступили плохо, мы раскаиваемся.
Но когда мы встаем перед священником, во-первых, приходит больше понимания этой греховности нашей, во-вторых, перед священником стыдно.
Но перед священником не должно быть стыдно, как перед личностью. Мы когда приходим к врачу, к урологу, к гинекологу, говорим: там чешется, там свербит.
Да, стыдно, да неудобно, но мы к врачу пришли. Так же и священник. Я вас уверяю, в 99% случаев, все, чтобы вы ни сказали, священник это уже слышал. Он не придет потом домой, не будет жене рассказывать: «Ух, ты знаешь, а тот там такой шалун».
Нарушение тайны исповеди — это страшный грех для священника. Чтобы понимать, насколько это серьезно, в России тайна исповеди защищена законодательством. Но надо осознавать совокупность всех факторов, при которых происходит настоящее покаяние.
Хорошо, если мы исповедуемся Богу, но какова роль священника в исповеди? Зачем он нужен?
Первая роль. Священник выступает неким совершителем таинства.
Вторая роль священника — свидетель покаяния человека.
Священник тоже грешный, и именно затем, чтобы он понимал тех людей, которые к нему приходят. Если бы священник становился святым после хиротонии, то есть после рукоположения, он бы не понимал проблем тех людей, которые к нему приходят.
Многие грехи, которые люди исповедуют, священники тоже в этом грешны. И поэтому они прекрасно понимают состояние того человека, который пришел каяться. И он видит, действительно ли человек кается или он пришел просто механически перечислить свои грехи.
Как-то был у меня случай: один человек исповедует мне очень мерзкий противный грех, и я вижу — раскаяния ноль. Человек мне просто говорит: «Давай, отпусти мне грехи, я сегодня подержусь, а завтра опять продолжу грешить таким образом».
А во втором случае тоже другой, но тоже мерзкий противный, там было настолько много боли у человека в глазах, у него был потухший взгляд, он пришел, он не знает, что делать.
Это был Великий пост, он следовал моим указаниям. Когда человек причастился, когда он выполнил все указания, исполнил епитимью, у него был совершенно другой взгляд.
В жизни, когда я без подрясника, я, конечно, этот грех категорически осуждаю и категорически не приемлю, но когда на исповеди мне об этом рассказали, я увидел, в каком состоянии находится человек, кроме сочувствия больше ничего не было.
Также, конечно, глупо отрицать влияние человеческого фактора на нашу жизнь. Не можем мы прийти и первому встречному священнику рассказать все свои грехи.
Поэтому очень важно найти такого священника, которому вы душу свою полностью откроете. Походите по храмам вашего района, посмотрите, какие там священники служат.
Кроме того, еще стоит учитывать такой фактор, как специализация священника. К монаху, например, не стоит идти и рассказывать ему о своей семейной жизни. Бедный монах и так ушел специально от мира, а вы тут приходите ему помыслов накидывать и грехов.
А если пойдете к женатому священнику, у которого жена, у которого детей много, он сможет подсказать по существу, как в итоге подготовится к исповеди.
Для тех, кто собрался впервые на исповедь, я настоятельно рекомендую написать себе шпаргалку. Взять лист бумаги и все, что у нас в голове, на бумаге изложить.
Это пока мы в очереди стоим, мы все помним. Как только подходим к священнику, все напрочь забываем. Это пройденный этап. Это уже доказано много раз.
В начале я уже говорил о различных справочных материалах. Но крайне не рекомендую для первой исповеди брать какую-то брошюру на 10, 20, 30 страничек. Ничего вы там хорошего не найдете, абсолютно ничего не поймете.
Я точно могу посоветовать книгу «Опыт построения исповеди», автор — архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Не такая уж большая книжка, за день-два прочитаете без проблем. Она написана доступным языком для всех: для тех, кто уже давно исповедуется, и для тех, кто только начал.
Что мне там очень понравилось, это то, что все грехи как раз-таки классифицированы по заповедям, какие заповеди какими грехами мы нарушаем.
Для человека, который впервые пришел на исповедь, это очень удобно и очень наглядно. Для того чтобы он, когда готовится к исповеди, он размышляет: «Я сделал то-то, тут-то».
А некоторые грехи он просто не осознает. Эта книга поможет ему свои мысли, все, что на душе накипело, облечь в форму, удобоваримую элементарно даже для себя, уж не говоря про священника.
Вот мы все изложили на бумаге, подготовили себе шпаргалку. Дальше надо узнать расписание храма, в котором вы будете исповедоваться, прийти к священнику и просто начать говорить. Все что угодно.
Например: «Здравствуйте, я пришел в первый раз, вот у меня есть листок с грехами моими». Священник подхватит вас, задаст наводящий вопрос и подскажет, что делать дальше. Все, вы совершили первый шаг, вы начали исповедоваться.
Но тут еще стоит упомянуть о таком моменте, как постскриптум. Никогда не слушайте, как исповедовались другие люди, что им сказал священник.
Потому что часто так бывает, что за один и тот же грех один священник может там епитимью назначить, а другой священник просто молча выслушает и прочитает разрешительную молитву.
В этом есть промысел Божий. Одного человека Бог приведет к такому священнику, который даст ему по шапке. А другого человека он приведет к такому священнику, которого пожалеет, потому что все мы индивидуальны, все мы нуждаемся в особом подходе.
Бог это видит, Бог это знает. И поэтому помогает человеку прийти к тому священнику, который действительно ему поможет.
В заключение хочу сказать, что исповедь не должна носить разовый характер. Исповедоваться надо хотя бы несколько раз в год, потому что самое опасное, что нас ожидает, когда мы долго не участвуем в таинстве покаяния, — это иллюзия безнаказанности, что я грешу, а Бог меня никак не наказывает.
Но, как говорит Иоанн Златоуст, надо очень сильно жалеть тех людей, которые не получают воздаяние в этом мире, потому что их ждет страшное наказание в будущем.
Текст основан на видео с канала «Священник Василий Карасев»