Так вот почему не нужно опрыскивать малину весной медным, железным купоросом, мочевиной

…и эффективные меры борьбы с хворями. Почему не работают искореняюшие обработки, почему мы обрабатываем, обрабатываем малину, а воз и ныне там. Почему дидимелла, антракноз, вертициллез и мучнистая роса все так же отбирают у нас урожай.

И осенью обрабатываем, и весной искореняющими обработками, и средства меняем, и концентрацию повыше порой — и спешим пораньше обработать, чтобы успеть…

А толку мало. А есть некоторые моменты, которые не порадуют садоводов. И неудобная правда, которая может вызвать раздражение. И вызывает, как показала практика.

— Как так? Раньше всегда обрабатывали, и во всех статьях в журналах об этом пишут — и в книгах!

Да, пишут. Но вот только обработки эти проводят ежегодно. И не было ни одного куста малины, которому они помогли избавиться от патогенов. Патогены продолжают жить и здравствовать в малиннике. Пусть не все, но многие.

А еще — не случайно всегда говорится об агротехнических мерах борьбы: с кна места места посадки и посадочного материала.

Потому что известно: если хвори пришли в малинник, это всерьез и надолго. И это касается всех кустарников, плодовых деревьев…

Наука на месте не стоит, ведутся исследования, изучаются патогены — и воздействие на них препаратов, в нашем случае — воздействие фунгицидов на грибные хвори.

И вот почему в современных крупных хозяйствах не проводят обработки кустарников медным, железным куполом, мочевиной — ни поздней осенью, ни ранней весной: 3 неудобные причины.

Читайте также:  Надеваю носки на ботинки. Знакомые сначала у виска пальцем крутили, а теперь благодарят

Причина №1. Патогенов там нет — там, где мы проводим обработку

Или почти нет.
И возбудитель дидимеллы, и антракноза, и другие грибы — где они зимуют?

Большая часть дидимеллы, например — в опавшей листве, в грунте в виде сумчатой стадии, мицелия. Часть — в коре, некоторые — в почках. Мицелий гриба, возбудителя антракноза — в побегах, его конидии — на пораженных участках листвы, коры.

А вот возбудитель мучнистой росы — он зимуют в основном в почках, на верхушках побегов. И так все грибы. Часть — в грунте или на грунте, часть — спряталась в почках, забилась в кору. И только небольшая часть находится на коре — и доступна для обработок.

Поэтому — если мы и проводим искронедающие обработки, обрабатывать в первую очередь нужно грунт и опавшие листья.

Некоторый смысл имеют искореняющие обработки в начале листопада — раствором карбамида, например. Или после листопада медным купоросом. Это позволяет несколько снизить численность патогенов — но не более.

Патоген остался в грунте — та же дидимелла может жить в нем более 5 лет. Он остался в толще коры, в тканях побегов — внутри. И никакие поверхностные обработки не изгонят его оттуда, увы. Просто не достанут. Но есть и более веская причина.

Причина №2. Патогены спят: им не страшны любые обработки

По крайней мере — большинству.
Все мы слышали эти слова: патоген активен при температуре +15…+20 С — или подобные. В это время и происходит поражение — споры гриба начинают активно прорастать, внедряясь в ткани.

На самом деле гриб пробуждается и ранее, но в основном все грибы активны при t свыше +3…+4 С. А что они делают до этого?

Спят! Они находятся в покоящейся стадии. И не просто так «спят» они: они заключены в защитную оболочку, если попросту. И — им не страшны ни низкие температуры — ни обработки.

Читайте также:  Сходила в магазин санкционных товаров. Показываю покупки и рассказываю, стоил ли визит потраченного времени

Да, при искореняющей обработке мы попросту «выжигаем» мочевиной или купоросами ткани, где теоретически должен находиться патоген. Но на практике — патоген забился в ткани коры, в грунте он. И пострадавших от обработок — единицы.

Особенно это касается многих патогенов на плодовых деревьях, винограде: патоген зимует в почве, почках, среди чешуек коры — и неуязвим перед обработками. И — он в покоящейся стадии. Он в домике 🙂

Причина №3. Искореняющие обработки — это контактное действие

А для борьбы с хворями нужны системные препараты. Поражение кустарников грибными болезнями — это не просто пятна на листьях, коре.

Это системное поражение растения: патоген в тканях, внутри — того же листа, стебля. Не случайно используются системные препараты, фунгициды: они воздействует «извне», а не только снаружи.

И не только губят патогена, но и защищают молодую поросль — чего не скажешь о поверхностных обработках контактными средствами.

А все искореняющие обработки — это по сути контактные средства. Действуют лишь на поверхности. И чтобы изловить патогена, нужно много совпадений:

• нужно буквально искупать побеги малины в мочевине или купоросах;
• нужно пролить глубоко грунт;
• нужна положительная температура, свыше +4…+5 С.

А так поступать нельзя — и не получится. Облить побеги не выйдет, весь грунт не прольешь. И при высокой t искореняющие обработки не проводят — можно травмировать побеги, обжечь почки — и без малины остаться.

Это все неправильно и нужно снижать инфекционный фон? Да, это крылатая фраза многих садоводов в заблуждение вводит. Не нужно снижать инфекционный фон — его менять нужно.

Что нужно сделать для малины, если пришли хвори: единственно эффективные меры

Есть много современных средств против грибных хворей. И не коммерции для, и не для самоуспокоения — есть те, которые работают.

Читайте также:  А что, так можно было? Теперь всегда брызгаю немного воды на совок перед уборкой, расскажу для чего

Так, против дидимеллы, антракноза активна группа триазолов — (Скор, Топаз) плюс производные меди. И против других хворей. Но — нужны обработки комплексные, и системно-контактного действия.

И — проводится они должны не во время, когда гриб находится в покоящейся стадии. Но самые эффективные меры — другие.

И пусть они разочаруют — но увы. За много лет более эффективных не видела. И единственно эффективных — тоже.

• Смена посадочного материала: малину нужно выкорчевать — и посадить здоровые саженцы.
• Смена места посадки: посадить на новом месте.

• Высокая агротехника. Это достаточное расстояние при посадке, своевременное прореживание, обрезка.

Это без избытка азота, органики, без компостных куч в малиннике в виде картофельных очистков и прочих «полезных» органических удобрений. Это проветриваемость, освещенность и сбалансированное питание.

Малину жалко, конечно — но это единственный выход. Пусть мы не видим патогена, пусть побег здоров. Но если был поражен соседний — то не спасут искореняющие обработки.

И нам 100% сразу не помогут системные препараты — через время патоген «поднимет голову» и с новыми силами примется за новые побеги малины. Да, не слишком оптимистично — зато эффективно.

А главное — можно ранней весной не тратить силы на малоэффективные обработки: поливать химикатами малинник, чтобы поразить сотую часть патогенных грибов, живущих на малине и в грунте — дело не самое благодарное. Вот такая вот история

Источник

Оцените статью