Таинство Покаяния, называемое также Исповедью — это Святое Таинство, во время участия в котором христиане чистосердечно исповедуют собственные прегрешения и раскаиваются в них. В то же время Господь, являясь незримым свидетелем принесённого покаяния, дарует исповедуемым прощение.
Данное церковное Таинство считается одним из важнейших, потому что без исповеди человек не будет допущен к Таинству Причастия, и, кроме того, он никаким иным способом не сможет очиститься от греха.
Очень страшно жить без своевременного покаяния, ведь мы не знаем, в какой момент может окончиться наш земной путь…
И, не успев вовремя исповедоваться, мы предстанем пред Небесным Отцом украшенные не праведностью, но изуродованные грехами, и Он станет судить нас соответственно.
А потому, пока мы можем это делать, очень важно приносить покаяние регулярно. Но, к сожалению, не все верующие люди знают о том, как проходить через Таинство Исповеди правильно, а потому и совершают досадные ошибки. О чём же не следует рассказывать батюшке в минуту покаяния? Как следует себя вести?
В первую очередь, не говорите о собственных прегрешениях формально и сухо. Перечисляя собственные ошибки, не ограничивайтесь такими фразами, как “виноват во всём, раскаиваюсь”,
“согрешил деяниями и помыслами, каюсь” или “раскаиваюсь в том, что согрешил против четвёртой спасительной заповеди”. Подобная отстранённость и холодность чужда православной вере.
В минуту исповеди мы должны быть готовы к тому, что батюшка может чем-то особенно интересоваться или задавать те или иные наводящие вопросы — не из простого любопытства или желания смутить, но для того, чтобы понять, в чём конкретно мы раскаиваемся.
Безусловно, Небесный Отец знает обо всём, что происходит в нашей душе, однако для нас важно честно озвучивать собственные прегрешения — это непросто, но эта правда помогает нам встать на Богоугодный путь исправления.
Кроме того, раскаиваясь, не стоит пускаться в рассуждения о посторонних вещах. Исповедоваться желают очень многие прихожане, а потому батюшка, зная об этом, вряд ли станет поддерживать разговоры на постороннюю тему. Не стоит так поступать — таким образом мы выражаем свою эгоистичность и неуважение к другим христианам.
Нельзя забывать и о том, что в минуту исповеди нас слушает и Небесный Отец, и ждёт Он в подобные моменты вовсе не бесед о земном и суетном.
Если же Вам очень хочется обсудить со священником какие-то особые темы, не имеющие отношения к грехам, то лучше будет поговорить с ним после окончания Таинства.
Также в момент принесения покаяния не следует описывать свои прегрешения во всех подробностях. Тут следует стремиться к так называемой “золотой середине”.
Рассказ, обременённый огромным количеством подробностей, может и задержать остальных прихожан, и утомить батюшку.
Нельзя забывать о том, что священники — такие же люди, как и мы, и, невзирая на отзывчивость и внимательность к нам, они тоже утомляются и устают.
Нет никакой необходимости пересказывать предысторию совершённого прегрешения в мельчайших подробностях — это в такой момент ни к чему.
Помните о том, что в такой ситуации лучше сказать меньше, но по делу, потому что батюшка, если это будет необходимо, сам задаст Вам правильные вопросы.
Кроме того, участвуя в Таинстве Исповеди, не занимайтесь самооправданиями, стараясь переложить вину за собственный грех на других людей.
Наши оправдания — это скользкая дорожка, на которую нас подталкивает нечистый. Они проистекают из гордости и нежелания взять на себя ответственность за совершённые ошибки.
Безусловно, на наши поступки и мысли влияет множество сторонних факторов, однако окончательные решения мы всегда принимаем самостоятельно, ведь Господь наделил нас свободой воли.
А потому именно мы, а не кто-то другой, отвечаем за собственные грехи. Задумайтесь: кто будет отвечать за Вас в минуту Божьего Суда? Разве получится у нас, глядя в глаза Небесного Отца, изворачиваться и валить собственную вину на других людей?
Если же, принося покаяние, мы обвиняем во всех своих промахах, например, соседа или коллегу по работе, то это уже не исповедь, а жалкие попытки оправдать себя. И, естественно, толку от подобного “покаяния” не будет уже никакого.
Рассуждает о том, почему исповедоваться надо не только на словах, но и на деле, иеромонах Феодорит Сеньчуков:
“…Вот приходит человек исповедоваться и говорит батюшке: “Я согрешил”. Однако подлинное раскаяние не заканчивается словами — оно должно подкрепляться и попытками исправиться.
Важно каяться, не просто говоря об этом и сокрушаясь, но и действовать, стараться не допускать греховного поведения.
Ведь одно дело — это сказать, что больше не будешь грешить, и совершенно другое — сделать что-то в подтверждение этих слов.
Вот, например, поругался ты с кем-то, обидел — так иди и примирись с этим человеком, прости его от всего сердца. А иначе это будет не подлинное раскаяние, а какой-то бессмысленный отчёт.
Благо, когда верующий человек всей душой стремится к Господу: в таком случае и бороться с грехами он станет по-настоящему, а не просто жаловаться батюшке на собственные пороки. Такой человек, как правило, не только новых грехов избегает, но и со старыми пытается бороться.
Вот возьмём, к примеру, человека с лишним весом — глядя на него многие скажут, что он, вероятнее всего, грешит чревоугодием.
Однако человек этот каждый раз в своём пороке кается, только вот сдерживать себя у него выходит не всегда. Но ведь он всё равно это прегрешение старается побороть: и, быть может, в другой раз он внутренне одёрнет себя, понимая, что хочет согрешить.
Я сейчас затронул вопрос, связанный с чревоугодием — и этот порок, надо сказать, тесно связан с нашей физиологией. А ведь есть и иные грехи, никакого отношения к физиологии не имеющие.
Рассмотрим такую ситуацию: человек жалуется на собственную раздражительность и склонность срываться на ближних.
Однако он пытается эти пороки пересилить — и, если его стремление подлинно, он постепенно встанет на путь исправления. Не забывайте о том, что Царствие Божье трудами берётся!».