«Перед смертью гоняла на мотоцикле по деревне». Почему не выдержало сердце Валентины Сперантовой

24 февраля – 120 лет со дня рождения народной артистки СССР Валентины Сперантовой

Валентина Сперантова в молодости

Все-таки какой актерской мощью нужно обладать, чтобы созданные образы навсегда врезались в память зрителей. Валентина Сперантова – из таких редких актрис.

Впервые я увидел ее в фильме «Шумный день», где Валентина Александровна – мама большого семейства Савиных.

И с тех пор более родных, теплых, любящих, переживающих телом и душой «мам» и «бабушек», как в ее исполнении, лично я на экране не встречал.

В детстве мне казалось: если все мамы на планете будут такими, как ее героини, человечеству точно ничего плохого не грозит…

Теперь-то понятно, в чем ее актерский феномен: каждую свою роль Сперантова «играла сердцем». Выкладывалась так, что веришь ей безоглядно и бесконечно. Именно поэтому, в конце концов, хрупкое сердечко Валентины Александровны и не выдержало.

В. Сперантова в фильме «Большая перемена», 1973 год

Фотографии из архива заслуженной артистки России Елены Миллиоти и открытых источников.

ШЕСТИЛЕТНЯЯ ПРИМА

Она появилась на свет 24 февраля 1904 года в подмосковном Зарайске в многодетной семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича и Матрены Федосеевны Сперантовых. Всего у них было 9 детей.

Отца не стало, когда Вале было десять лет. Но Матрена Федосеевна сделала все, чтобы дети росли в любви и ни в чем не нуждались.

По воспоминаниям племянницы Валентины Сперантовой, актрисы театра «Современник» Елены Миллиоти, женщиной она была очень энергичной и жизнерадостной.

«Матрена Федосеевна — мама тети Вали, моя бабушка, была верующим человеком, ходила каждый день в церковь и даже помогала там.

Семья была дружная, старшие заботились о младших, каждый чем-то помогал дому. Все девочки шили, вязали, вышивали. Моя мама рассказывала: «Валентина вечно себе какие-то наряды придумывала».

Семья Сперантовых
Мама — Матрена Федосеевна Сперантова

У Сперантовых было одно общее увлечение – домашний театр. На свой вкус выбирали классические пьесы, ставили их прямо на улице – на импровизированной сцене. Матрена Федосеевна из подручных средств шила костюмы, а дети рисовали декорации.

Посмотреть такие любительские спектакли собирались все соседи. А Валя, которая с ранних лет выделялась чистым, звонким голосом и артистизмом, очень быстро стала украшением этих домашних представлений.

Между прочим, по поводу ее «колокольчикового» голоса существует любопытная семейная легенда. Елена Миллиотти: «Думаю, что он к ней перешел по наследству от прадедушки, который за свой голос получил фамилию Соловьев.

Прадедушка служил в армии, фамилия его была Авдеев, он очень хорошо пел и был запевалой. Когда на смотр приехал сам государь, он обратил внимание на Филиппа Авдеева. «Соловей», — сказал государь и присвоил ему новую фамилию за его талант».

Будущая «Ермолова детского театра» вышла на «большую» сцену в 6 лет. Валю пригласили сыграть в спектакле любительского театра под руководством зарайской знаменитости — скульптора Анны Семеновны Голубкиной.

Девочке сказали: «Выйдешь на сцену и съешь пряник». Она так и сделала: вышла, откусила пряник, показала его зрителям и ушла.

Это был всего лишь крохотный бессловесный эпизод, зато, как годы спустя восторженно вспоминала Валентина Александровна, «домой ее везли как настоящую приму – на извозчике, да еще с первым актерским гонораром – кульком вкуснейших пряников».

Это было настоящее детское счастье, как тут не загореться мечтой стать профессиональной актрисой!

Валя в детстве

МАСТЕР-КЛАСС ПО СВИСТУ

И все-таки путь Валентины Сперантовой на профессиональную сцену оказался довольно тернистым. Хотя поначалу все складывалось почти идеально.

В гимназии, а затем в трудовой школе девочка организовала драматический кружок. Водевиль «Танцующий кавалер», где она изображала старичка, произвел такой фурор, что школьница получила приглашение сыграть Золушку в постановке Зарайского драматического театра.

Там-то ее увидел один заезжий московский артист. Щедро осыпая комплиментами, он пообещал устроить юную «звездочку» в столичный театр, помочь с жильем, познакомить с режиссерами. А когда Валентина с вещами приехала по названному адресу, обещаний не сдержал. Просто «кинул»!

На дворе — 1918 год. 14-летняя Валя хотела было возвращаться домой, но заболела тифом, попала в больницу и выжила чудом.

Едва оклемавшись и решив, что мечты об актерстве были ошибкой, Сперантова поступила в Высшие художественно-технические мастерские, ведь она с детства прекрасно рисовала.

Но от судьбы не уйдешь: вскоре ей попалось на глаза объявление о наборе в театральную студию «Молодые мастера» (будущий ГИТИС), и Валентина отнесла туда документы.

Читайте также:  Тайны следствия Юрия Каморного: за что убили молодого актера, влюбленного в Мордюкову
В молодости

Елена Миллиоти: «Она была щупленькая, худенькая, и сначала ее даже не хотели принимать в театральное училище. Говорили: «На что она годится? Для героини она слишком неказиста».

Но вскоре педагоги не жалели для своей студентки восторженных слов – она покорила их своим темпераментом, чувством юмора и способностью легко перевоплощаться в кого и во что угодно.

Когда, окончив студию, новоиспеченная артистка Сперантова пришла устаиваться в Первый государственный педагогический театр (ныне Московский театр юного зрителя – МТЮЗ), его руководитель Юрий Михайлович Бонди даже не захотел ее слушать. Дескать, театру нужны актеры, актрис и так избыток. «Мальчишек некому играть!»

Но девушка проявила упорство, все-таки уговорила Бонди ее «посмотреть». И вечером того же дня худрук хвастался друзьям и коллегам, что «встретил актрису необыкновенного дарования».

Валентина Сперантова нашла свое призвание в амплуа травести, то есть ролях детей или подростков (чаще всего мальчишек), и вскоре вся Москва ходила на спектакли, в которых она блистала.

В роли Егорки в спектакле «Черный яр»
Кай в спектакле «Снежная королева»

Коллеги Валентины Александровны рассказывали: чтобы быть достоверной на сцене, она наблюдала за детьми везде – в театре, трамвае, на улице.

Будучи абсолютно органичной, Сперантова мастерски умела делать то, что умеют мальчишки – бегать, прыгать, свистеть, метко стрелять из рогатки, корчить рожицы… И постоянно это мастерство совершенствовала.

Однажды во время постановки пьесы Никифорова «Самолет» о беспризорных мальчишках, Юрий Бонди повел артистов к настоящим беспризорникам, которые жили недалеко от театра в больших котлах.

Под впечатлением этой встречи Валентина Сперантова заказала себе для роли грязную барашковую шапку с выдранным на боку клоком и стала учиться плевать сквозь зубы…

Елена Миллиоти: «Помню такой случай. Когда я училась в Школе-студии МХАТ, мы решили поехать на целину с концертами для целинников и нас попросили сделать номер для детей.

Мы с Аллой Покровской решили взять отрывок из «Сына полка» Катаева, который часто тетя Валя и тетя Люся Чернышева играли в концертах. Мы выучили текст, и пошли к Сперантовой домой, попросили помочь нам.

Она тогда уже не играла мальчиков. Помню, как после разбора она вдруг подскочила с кресла, присела, оглянулась и… как свистнет, засунув два пальца в рот. И опять присела.

Это было так здорово! Только что сидела в кресле — умная, спокойная — и раз! — на несколько мгновений стала Ваней Солнцевым. «Главное — веселые крепкие ноги, ну и, конечно, что у тебя внутри», — так она советовала играть Ваню Солнцева».

В. Сперантова (справа) в роли Вани Солнцева в спектакле «Сын полка»
В. Сперантова в спектакле «Том Кенти»

Драматург Виктор Розов так описывал свои впечатления от спектакля «Дубровский»: «Пусть извинят меня исполнители главных ролей, но они крайне смутно, туманно всплывают в моей памяти, иные и совсем забылись.

А вот маленький, рыжий, худой, жилистый Митя, который приносит в дупло кольцо, ошеломил меня. Это был не просто мальчишка, это был характер. Характер сильный, отважный, твердый. Зрители, затаив дыхание, ловили каждое слово Мити.

Ловил их и я, восхищаясь и движениями и его, и тембром голоса. Я впервые увидел Сперантову. И понял: разве дело в том, кто играет, актер или актриса. Сила в таланте». А вот самая знаменитая история, связанная со Сперантовой.

В 1938 году в ТЮЗе на премьере спектакля «Том Кенти» по знаменитому роману Марка Твена «Принц и нищий» оказался драматург Бернард Шоу.

После спектакля восхищенный писатель помчался за кулисы, где обнял и потрепал по щеке изумительного «мальчика-актера», игравшего Тома.

«Сэр! – одернули его. — Это же дама! Ей 34 года, и у нее есть дочь!» Шоу был так поражен, что встал перед Сперантовой на колено и поцеловал ей руку.

За свою театральную карьеру сначала в МТЮЗе, затем во Фронтовом театре ВТО и, наконец, в своем любимом Центральном детском театре (ныне РАМТ) актриса сыграла десятки мальчишеских характеров — Кая, Тома Кенти, Ганьку, Ваню Солнцева, Шуру Бадейкина, Митю, Володю Дубинина…

Причем играла так, что ее называли «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра». Уникальный случай: Сперантова стала единственной народной артисткой СССР за всю историю Центрального детского театра.

В. Сперантова в своей гримерке

«БАБУШКА ВСЕСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

Но век травести недолог. В 1955 году 51-летняя Валентина Сперантова была утверждена на роль Чиполлино. Уже в первом акте она поняла, что что-то пошло не так.

Читайте также:  Наследство Веры Васильевой: кому достанется роскошная московская квартира бездетной актрисы

Обычно юные зрители не сводили с ее героев глаз, радовались каждому ее появлению, а здесь этого не было. В зале перешептывались, роняли номерки, показывали на нее пальцем. Это было полное фиаско!

О тяжелом решении поставить в своей театральной карьере травести точку актриса вспоминала так: «У одного мальчика спрашивают: «Ну, как тебе спектакль?» Он говорит: «Мне очень понравился этот старенький мальчик». «Я больше никогда не приду играть мальчиков», – сказала я».

Актер Станислав Садальский рассказывал: «Я познакомился с легендарной Сперантовой на съемках фильма «Три дня в Москве», где она играла бабушку.

Ее знаменитые роли мальчиков остались в далеком театральном прошлом, и детей она озвучивала теперь только в мультфильмах и радиопостановках… Переход на возрастные роли дался ей тяжело. Прощание с любимыми маленькими героями еще тяжелее…»

Годы спустя Сперантова признавалась, что в тот момент хотела уйти из театра, который считала своим родным домом. Даже не допускала мысли, что перейдет на возрастные роли – категорически не видела в них себя.

Но главный режиссер ЦДТ Мария Кнебель уговорила ее «хотя бы попробовать». Сначала Сперантова сыграла княгиню Тугоуховскую в «Горе от ума», затем Коробочку в «Мертвых душах», миссис Гарпер в «Томе Сойере» …

С них началась галерея «блистательных старух», «мам» и «бабушек», созданных Валентиной Александровной на сцене родного ЦДТ, а позже успешно продолженная на экране.

Бабушка в спектакле «Снежная королева»
Старушка-волшебница в спектакле «Светик-семицветик»
В спектакле «Начало пути», Мария Александровна Ульянова

«Сперантова была моей актрисой, – написала Кнебель в своих воспоминаниях. – Меня в ней восхищало врожденное чувство правды.

Что бы и кого она не играла – ребенка ли, старуху ли, драматическую или комедийную роль – душевные запасы на все были наготове.

Казалось, дотронешься до ее души, и сразу что-то откликнется живой, правдивой неожиданностью». Очень меткое определение – «врожденное чувство правды». В отношении Сперантовой – в десятку!

Именно смена амплуа привела актрису в кино, после чего негласный титул «главный мальчишка Советского Союза» быстро трансформировался в «Бабушку всесоюзного значения» и «Любимую кинобабушку СССР».

Валентина Александровна снялась «всего» в 25 картинах, а трогательно-пронзительные образы ее «мам» и «бабушек» до сих пор стоят перед глазами.

Недаром после «Большой перемены», где Сперантова сыграла школьную уборщицу тетю Глашу, она получила письмо: «Вы так похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет…»

В. Сперантова в своем дебютном фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер», 1953 год
В фильме «Шумный день», 1960 год
«Три дня в Москве», 1974 год

«МОСКВА. РАДИО. ДИКУ СЕНДУ»

Но ведь в ее жизни оставалось Всесоюзное радио и киностудия «Союзмультфильм, где актриса продолжала «отрываться» по полной. Да, изменилась ее внешность, но голос оставался прежним – молодым, чистым и звонким.

Теперь роли мальчишек – героев и сорванцов всех мастей – Валентина Александровна озвучивала там. Это ее голосом говорит Иванушка-дурачок в мультфильме «Конек-горбунок», Нильс в «Заколдованном мальчике», Мальчиш-Кибальчиш в «Сказке о Мальчише-Кибальчише», мальчик в «Золотой антилопе», пионер Петя в «Пете и Красной Шапочке» и многие другие мультгерои.

Сперантова обожала свою работу на радио — за 40 лет она создала десятки литературных и сказочных образов в детских спектаклях. Ее уникальный тембр знал каждый советский ребенок, ведь радиоточка была в каждой квартире.

Особенно ее прославила очень популярная в 1940-1970-е годы детская передача «Клуб знаменитых капитанов», где актриса исполняла роль Дика Сенда из «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна.

«Делаешь уроки, радио включаешь, и первое там – «Клуб знаменитых капитанов» и голос Валентины Александровны Сперантовой. Это был такой голос родной, узнаваемый», – рассказывал актер Геннадий Сайфулин.

До самых последних дней ее жизни в редакцию приходили письма с адресом на конверте: «Москва, Всесоюзное радио. Тимуру», «Москва, радио, капитану Дику Сенду»…

«У нас с тетей Валей были встречи у радиомикрофона, — вспоминала Елена Миллиоти. — Там была уже своя компания людей, умеющих работать перед микрофоном.

И здесь я прошла большую школу: научилась мгновенно собираться и включаться в любую сцену, в любое настроение и состояние. Всем этим тетя Валя владела в совершенстве.

Она могла в перерыве хохотать над какой-нибудь историей, которую рассказали коллеги, а через минуту, у микрофона, играть серьезную драматическую сцену так, что комок стоял в горле».

В. Сперантова у микрофона
С коллегами на радио

ТОСТ ЗА СПЕРАНТОВУ

В Советском Союзе не было принято афишировать свою личную жизнь, но она у Валентины Сперантовой была.

Читайте также:  Куда поступила дочь Александра Абдулова: такие баллы и на бюджет

После первого не очень удачного замужества (ее супругом был строитель Николай Гусельников) актриса в 1934 году вышла замуж за театрального деятеля, руководителя Театра им. Мейерходьда Михаила Никонова, который был моложе на 7 лет.

Это был по-настоящему крепкий и счастливый брак – супруги прожили душа в душу 30 лет. Никонов прекрасно ладил с дочерью Сперантовой от первого брака Оксаной, в 1940-м у пары родилась Наташа.

Вместе они прошли многое – в 1941-ом во время бомбежек вместе дежурили на крыше, сбрасывая на землю зажигалки, затем, отправив детей в эвакуацию под Пермь, выступали на передовой в составе концертных бригад Фронтового театра ВТО.

Со старшей дочерью Оксаной. 1930-е годы

По сохранившимся ее фотографиям видно, что Валентина Александровна в молодости была довольно привлекательной женщиной, явно пользующейся вниманием мужчин.

По воспоминаниям коллег, она обладала многими достоинствами: была общительна, остроумна, легка на подъем и разные «веселые хулиганства», умела себя подать, слыла модницей, элегантно одевалась, прекрасно рисовала, в том числе карикатуры и шаржи на своих коллег и друзей.

И все-таки больше всего Сперантову ценили и любили за ее редкий актерский дар. В их с Никоновым большой хлебосольной квартире в центре Москвы любили собираться актёры, литераторы и режиссёры.

Елена Миллиоти: «У тети Вали часто собирались друзья, смеялись, шутили, кто-то пел, кто-то читал стихи, подолгу засиживались.

Однажды мы с Наташей (младшая дочь Валентины Александровны, также ставшая актрисой, — авт.) стали свидетелями поразительного тоста, после которого за здоровье Сперантовой пили из ее туфельки! Все мужчины встали.

Туфелька с вином путешествовала по кругу от одного мужчины к другому. Больше я такого не видела никогда, хотя на моей памяти было много экстравагантных тостов».

Михаил Никонов ушел из жизни неожиданно — всего в 54 года. В этот день Валентина Александровна должна была играть Сваху в комедии «Женитьба» по Гоголю.

Руководство предложило отменить спектакль, но Сперантова не посчитала это правильным – «в театр придут зрители». Почти три часа за кулисами дежурила скорая.

А в перерывах между сценами под аплодисменты и крики «браво» актриса убегала в свою гримерку и там рыдала, уткнувшись в подушку. А потом возвращалась играть комедию, как ни в чем не бывало…

В. Сперантова в комедии «Женитьба»

ПО ДЕРЕВНЕ НА МОТОЦИКЛЕ

По словам племянницы, забыться Сперантовой помогла работа. Но в начале 1970-х Валентина Александровна вдруг стала ощущать тяжесть и боли в районе сердца.

«Что-то «мотор» барахлит», — жаловалась она. Врачи посоветовали снизить нагрузки в театре, взять паузу в съемках, записях на радио. Но это было не ее характере.

Елена Миллиоти: «Иногда она приезжала к нам, навещала маму, свою сестру, всегда говорила нам с мужем (актером нашего театра «Современник» Геннадием Фроловым): «Вы, ребята, много работаете! Так нельзя!

Слышишь, Леночка, надо отдыхать!» Мы ее спрашивали: «А ты отдыхаешь?» В ответ она махала рукой и говорила: «Нет, лучше работать!» И смеялась.

Последний привет от нее я получила из больницы. Туда она попала с инфарктом. В открыточке она написала: «Дорогая Леночка! Спасибо за привет, я его получила, но мне было трудно самой писать.

Вот сейчас сижу в кресле, в окошке виден лес, и я скорее угадываю, чем вижу, — где-то среди берез пробирается Новый год. Он, как чувствую, несет для тебя подарок.

Пусть будет тебе хорошо и светло в 1978 году. Обнимаю тебя и твою семью… Целую, твоя тетя Валя. Больница, 1977 г., декабрь».

7 января 1978 года народной артистки СССР Валентины Сперантовой не стало. Врачи сказали – «сердечная недостаточность».

Получается, все свое сердечное тепло и сокровища своей души Валентина Александровна пригоршнями расплескала в своем творчестве, себе ничего не оставив.

Её похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мужем — Михаилом Никоновым. Незадолго до этого по телевизору показали двухсерийную ленту «Четыре беспокойных дня в Кудиновке», где в своей последней роли Морозихи Валентина Александровна лихо гоняла по деревне на мотоцикле.

Елена Миллиоти: «Думаю, она прожила замечательную творческую жизнь. У нее была своя ниша в театре, она не знала творческих простоев.

Играла в театре, кино, на телевидении, преподавала в вузе и до самых последних дней работала на радио, записывала своих мальчиков! Почти все передачи с ее участием находятся в золотом фонде радио».

В. Сперантова
Коллаж из открытых источников

Источник

Оцените статью