Что такое благословение? Зачем люди берут благословение у священников? Об этом рассказали священнослужители.
Антоний Русакевич, иерей:
В Церкви всё делается по благословению. Особенно, если мы в чём-то сомневаемся или что-то делаем впервые, то надо просить благословения.
Конечно, бывают ситуации, когда люди даже на какие-то мелочи спрашивают благословение. Но лучше уж так, чем делать своевольные глупости.
В Церкви есть такое понятие как послушание. Но если в монастыре человек полностью несёт послушание, отказываясь от своей воли, то у мирян нет таких жёстких правил. Прихожане могут попросить благословение на что-то, но не обязаны придерживаться этого жёстко.
Люди рассказывали, как посещали старца, который давал им жёсткие указания: вам надо разводиться и уходить в монастыри — женский и мужской…
Соблюдать такие рекомендации необязательно. Вы не являетесь послушниками этого человека и сами решаете, как вам жить. У вас есть свободная воля. Вам могут посоветовать, но решать всё равно придётся вам.
Иногда люди совершают серьёзную ошибку, когда ищут такого старца, который за них всё решит. Что мы имеем в итоге? Поломанные жизни…
Даже когда мы приходим в храм, нужно думать своей головой. Господь на то и наделил нас свободой, чтобы мы сами решали, что нам делать и как нам жить.
Игорь Фомин, протоиерей:
Иногда приходится прихожанам советовать очень радикальные вещи — к примеру, дать отпор придирчивым одноклассникам или развестись с мужем, сохранив своё здоровье и своих детей.
Давать такие советы, несомненно, тяжело. Бывает, что люди приходят и просят благословение, и ты благословляешь…
А потом выясняется, что с твоим благословением Бог не согласился, и человек попал в стационар или куда-то ещё. А потом он приходит и говорит: «Вот если бы вы меня не благословили, то я бы в больнице не оказался».
Необходимо понять, что благословение — это ни инструкция, ни пропуск, ни гарантия… Это наша совместная молитва о том, чтобы то или иное дело свершилось или не свершилось. Если Богу угодно, оно свершится, если не угодно, то нет.
Вы что-то задумали, пришли к батюшке, взяли благословение. И вдруг что-то не заладилось. И слава Богу, что не получилось. Не дай, Бог, если бы это получилось.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Есть такая традиция при встрече брать у священников благословение. Это означает, что данный священник обладает благословением Христовым, которое идёт от апостольских времён и в данный момент заканчивается на нём.
Когда мы берём у него благословение, мы берём благословение у Самого Христа. Во-вторых, благословение принято брать у своего духовника, который очень хорошо знает нашу жизнь.
Или же когда мы обращаемся к общепризнанному церковному авторитету. Мы задаём ему какой-то вопрос, и он даёт благословение на то или иное действие. Или не даёт.
Но люди часто превращают благословение в спорт. Порой в храм очень трудно войти или невозможно добраться до алтаря. Потому что десятки и сотни людей кидаются к тебе навстречу. Хорошо, если в храме — сто человек, а если пятьсот? А если восемьсот?
Эта процедура бывает заразительна. Все остальные начинают думать, что так и надо. И потом, это происходит при входе и при выходе. А ведь есть совсем старенькие священники.
И, по сути, это просто безжалостное отношение к ним. Я сам видел как отец Иоанн (Крестьянкин) убегал от людей. Восьмидесятилетний старик убегал от людей.
Перед тобой старый больной батюшка. Ну, что ты пристаёшь к нему? Что ты с него ещё хочешь получить? Ведь что такое христианство? Христианство — это любовь. Это когда ты не ищешь своего… А тут люди устраивают чемпионаты.
Да к тому же стараются взять благословение по каждой мелочи, вплоть до покупки пачки сигарет. Принимать решение всё равно тебе, а не батюшке. А у нас большинство людей вообще не хотят принимать никаких решений.
Часто можно наблюдать такое: священник с кем-то беседует, к нему подходит человек, и, невзирая ни на что, чуть не дёргает его за рукав. Благослови его и всё тут! К сожалению, это, конечно, проявление крайнего бескультурья.