Папа-химик и мама-учительница дали своей девочке необычное имя. И жизнь ее стала такой же необычной, как и ее имя. Имя Изольда имеет скандинавские корни и означает «та, на которую любуются».
На нашу сегодняшнюю героиню и правда любовались миллионы зрителей, коллеги, и даже партийная верхушка ей симпатизировала. Все это не помогло: рок судьбы оказался таков, что жизнь актрисы оказалась коротка, а уход потом много лет обсуждали лишь шепотом.
Девочке с необычным именем буквально снилось во сне, что она играет на сцене, а ей рукоплещут. Но что были эти сны для провинциальной советской девчонки?… Мать по просьбе дочери записала ее в драмкружок при дзержинском Дворце пионеров.
После получения школьного аттестата Изольда попыталась идти за мечтой, и отправилась в Москву, где с первой попытки, не имея связей и денег, поступила во ВГИК.
Ее одногруппниками стали Надежда Румянцева, Майя Булгакова, Геннадий Юхтин и многие другие будущие звезды. Это была первая ее большая удача, и молодая девушка с головой окунулась в учебу. В начале 50-х она знакомится с Вячеславом Коротковым, который стал ее первой большой любовью.
О Вячеславе было благополучно забыто, когда третьекурсница дебютировала в фильме «Богатырь» идет в Марто». На съемках актриса влюбилась в Раднэра Муратова, и какое-то время коллеги даже жили вместе.
Тут мы видим, что Изольда была вполне чувственным человеком и легко оставила Вячеслава ради нового мужчины. А между прочим, Коротков сильно страдал и даже после этой неудачного романа никогда больше ни на ком не женился.
Вкус настоящей славы Изольда ощутила через год после окончания ВГИКа. Григорий Чухрай снял героико-революционную драму «Сорок первый», которая стала кинохитом того десятилетия, уступив, пожалуй, только «Карнавальной ночи».
Фильм был обласкан партией, молодые актеры, которых выбрал Чухрай, моментально стали супер-звездами. Всем коллективом поехали в Канны, где западные журналисты окружили их.
По возвращению в Москву Изольда Васильевна получила квартиру в центре Москвы. У нее появились влиятельные поклонники, например, зять Хрущева Алексей Аджубей и Марк Бернес.
Время тогда было своеобразное, конечно. Несмотря на невероятный успех картины, в ней углядели провокацию. Руководство «Мосфильма» решило обвинить Чухрая в превышении сметы.
«К Черному морю», «Неповторимая весна» и другие ленты, в которых актриса появлялась во второй половине 50-х, имели кратковременный успех.
Впрочем, Извицкой было грех жаловаться: работой она была обеспечена, пускай и успех роли в драме «Сорок первый» пока повторить не смогла.
На волне успеха ленты Чухрая в ее жизни появился Эдуард Бредун. Изольда влюбилась в него искренне и без оглядки, это было ей свойственно. А он, скорее, позволял себя любить, сквозь зубы отпуская в Канны и на съемки.
Знакомые утверждали, что впервые Изольда попробовала алкоголь на свадьбе с Эдуардом, а в дальнейшем муж постоянно просил ее выпить с ним за компанию.
Да, семейный алкоголизм действительно очень сложное явление: не даром психологи советуют расходиться и никогда не «спасать» мужа/жену с алкогольной зависимостью. А бежать из такой семьи со всех ног!
Спустя годы современники будут вспоминать, что на фестивале в Горьком из номера супругов доносились стоны Извицкой: мол, у нее нет больше сил употреблять «эту гадость». Ответом благоверного был совет опохмелиться, чтобы полегчало…
«Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять ее, обвиняя в пьянстве.
Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным: уже скоро у нее становится невнятной речь, она неожиданно для окружающих начала терять координацию движений, уходить в небытие…» — рассуждал киновед Арон Бернштейн.
Алкоголизм, безусловно, поражает людей вне их статуса и размера кошельков. Но алко-деградация особенно четко и заметно прослеживается именно на артистках – в силу своей профессии они всегда на публике. И не заметить изменения невозможно.
Извицкой не раз предлагали кодироваться (в конце 60-х это был новаторский метод), даже руководство Мосфильма не раз приглашало ее на беседы с глазу на глаз и предлагало помощь – клиники, препараты.
Но Изольда Васильевна упорно твердила, что все у нее в порядке и никакое лечение ей не нужно. Так что шансов на спасение было ноль.
За пару лет до смерти ей было уже все равно, с кем проводить время, Эдуард ушел от нее, компанию составляли случайные собутыльники.
Злая ирония в том, что происходило это все в той самой столичной квартире, которая была щедро преподнесена актрисе покровителями.
Коллеги забили тревогу, когда в конце февраля 1971-го артистка перестала выходить на связь. Тогда позвонили Эдуарду Бредуну и попросили заглянуть к бывшей, чтобы проверить, как она.
Дверь в квартиру оказалась заперта, пришлось вызывать слесаря. Тело актрисы пролежало в запертой квартире неделю. Ей было всего 38 лет.
Так стало ли расставание с мужем последней каплей, утопившей Извицкую в пучине отчаяния? Мы никогда достоверно этого не узнаем, но смерть актрисы, несомненно, оказалась ударом для Бредуна.
Так, на похоронах жены изрядно набравшийся Эдуард едва не рыдал, а когда мерзлые комья земли полетели на крышку гроба, закричал: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно…».