Георгий Юматов стал символом чести и достоинства. На него равнялось целое поколение советских зрителей. Мужчины уважали его, а женские сердца таяли от синих глаз и улыбки. Он был самоучкой без актерского образования, но его снимали лучшие режиссеры страны.
Юматова ценили за умение “не играть”, а просто быть самим собой. Публика его обожала и не догадывалась, как отчаянно кумир боролся со своими страстями и, улыбаясь зрителям с экранов, шел к неминуемой гибели.
В тот роковой день 6 марта 1994 года жильцы дома 5 по улице Черняховского услышали истошные женские крики. На лестничную площадку тут же высыпали зеваки.
Дверь в квартиру номер 75 была распахнута настежь. На пороге в голос рыдала хозяйка — немолодая уже актриса Муза Крепкогорская.
Сотрудники милиции под руки выводили из квартиры ее мужа. Георгия Юматова. Он был бледен и явно в состоянии шока. Знаменитый актер на мгновение сжал руку жены и на ватных ногах пошел по лестнице вниз.
В тот день судьба распорядилась так, что в одночасье из любимца советского кино, которого называли совестью советского кино, он превратился в уголовника.
Последнюю свою крупную роль Георгий Юматов сыграл в военной драме “Акция”. Фильм вышел в 1987 году. Когда снимали сцену, в которой персонаж Юматова сбивчиво поет в ресторане старую солдатскую песню, на съемочной площадке царила гробовая тишина. Казалось, Георгий Юматов прощается со всеми.
Позже Юматов появился еще в нескольких ролях, но его удручало, что играть предлагают лишь дворников, сторожей, продажных чиновников.
Он видел, как все изменилось. Актеры стали непонятные, режиссерами стали шоумены. Каждый, получив деньги мог снимать таких актеров, как Юматов. Сниматься во второстепенном кино ему, легенде советского кино, было стыдно. Впрочем, его уже мало кто узнавал.
Чтобы унять тоску и раздражение, Юматов прибегал к давно проверенному способу. Алкоголь стал для актера настоящим проклятием. С зависимостью Юматов боролся, как мог.
Кодировался, лечился, но каждый раз срывался. Все вокруг твердили, что он себя убивает. А Юматов, горько усмехаясь, отвечал, что смерть и так всю жизнь ходит за ним по пятам.
“Ваш сын умирает, и медицина тут бессильна”. От этих слов мама 11-летнего Жоры зарыдала. Уже две недели сын был в горячке. Врачи поставили диагноз “воспаление легких”. Мальчику не помогали никакие лекарства. Становилось только хуже.
После визита очередного врача мама приняла решение увезти сына на море. Семья приехала в Севастополь. Каждый день отец Жоры на руках приносил его на пляж. Мальчик часами лежал в тени, смотрел на волны. И вдруг стал поправляться.
Спустя шесть лет его вновь спасло чудо. 17-летний юнга Георгий Юматов оказался единственным выжившим во время тяжелейшего боя зимой 1943 года. Снаряд в щепки разнес их торпедный катер.
Юматов за секунду до взрыва прыгнул за борт вслед за корабельной дворнягой, которая упала в воду. Полуживого Георгия подобрали спустя несколько часов.
”Это было зимой. На воде уже было сало”. Салом моряки называют состояние воды, когда море начинает замерзать, она покрывается не льдом, а “салом”, которая плавает как каша. После этого случая у меня всегда мерзнут руки». Так рассказывал про этот случай сам Юматов.
Жора попал на фронт в 17 лет. До этого год проучился в военно-морской школе. Служил сначала юнгой, а затем рулевым сигнальщиком в Керченской бригаде бронекатеров Черноморского флота. Его не пугало, что сигнальщиков называли смертниками. Стоя на мостике они были отличной мишенью для пуль и снарядов.
Юматов не знал, что такое страх. Вернувшись с фронта он долго не мог решить, чему себя посвятить. Энергия била через край, но все мирные профессии казались скучными. Вечера Юматов проводил в веселых пирушках с друзьями.
На каком-то празднике яркого молодого парнишку в форме моряка случайно увидел Александров. Настолько он был фактурным, что Александров заявил: -Я хочу снять его в кино.
Роль была крошечной, но Юматов был в кадре с самой Любовью Орловой. Окрыленный успехом, вчерашний матрос поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова. Правда, учеба продлилась недолго.
-Через неделю Сергей Апполинариевич сказал ему: -Зачем тебе учиться? Ты готовый актер. Иди, снимайся.
И вот эта необученность, его настоящая натура и была тем самым настоящим зерном, ни на что не похожим.
Василий Лановой.
____________________________
В то утро 4 октября 1997 года на кухню вошла жена Юматова Муза и села за стол. Георгий налил ей чашку чая и сделал бутерброд. Несмотря на болезнь Юматова, завтрак в их семье, как и прежде, готовил он.
Так повелось с первого дня их совместной жизни с женой, актрисой Музой Крепкогорской.
-Когда они жили с Музой, то он жил в самой маленькой комнате, как Золушка. Она же готовить не умела, он готовил все сам.
И супы варил, и второе готовил. А эта зараза ничего не делала. Простите за выражение.
Елена Крепкогорская. Племянница Музы.
Юматов познакомился с будущей женой на съемках фильма “Молодая гвардия”. Капризная, взбалмошная блондинка мгновенно покорила его сердце.
Георгий быстро сделал Музе предложение и привел ее домой, чтобы представить родным. На них будущая невестка произвела не лучшее впечатление. Слишком заносчива. Мама Георгия мягко попросила сына не спешить со свадьбой.
-Дядя всегда стремился к маме. -Таточка, Таточка. Так он ее называл. Маму звали Татьяна. Когда Муза появлялась, все угасало. Она почему-то не хотела, чтобы он общался со своими близкими.
По моему ее мама была из дворян. Строгая, интересная дама. Муза как-будто стеснялась, что муж из простых.
Марина Копшева. Племянница Юматова.
Родители Георгия были коренными москвичами. Мама долго работала кассиром, потом стала домохозяйкой. Отец после революции получил место экономиста планового сектора управления химико-фармацевтической промышленности Москвы. В семье было трое детей. Жора самый младший.
Впоследствии, став известным актером, Юматов очень мало рассказывал о своей семье. Ходили слухи, что жена запрещала ему общаться с родными.
-Это неправда. Он перестал общаться после войны. Муза вообще ни при чем была.
Елена Крепкогорская. Племянница Музы.
Возможно, у Юматова была некоторая обида на родственников. Вернувшись с фронта, он поделился с отцом подробностями “Венской операции”, во время которой его посекло осколками снарядов. Все тело Юматова изувечили шрамы.
Но над Жорой только посмеялись и не поверили: «Как же парню хочется быть героем». Его представили к Ордену Красной Звезды, но он не получил его. У него была очень редкая медаль Ушакова, которой он очень гордился.
После свадьбы Юматов переключил все свое внимание на семью жены. Особенно полюбил маленькую племянницу Лену. Юматов страстно хотел детей, но у Музы были другие планы.
Она бредила кино, но карьера не складывалась. После небольшой роли в “Молодой гвардии”, где Крепкогорская убедительно сыграла предательницу, режиссеры опасались приглашать актрису.
Зато у Георгия дела пошли в гору. В 1950-м году 24-летний Юматов с удовольствием вновь надел форму моряка для съемок в приключенческом фильме “В мирные дни”.
Затем сыграл дерзкого беспризорника в фильме “Вихри враждебные”. В 1954 году появился в совершенно другой роли красавца-казака в фильме “Герои Шипки”. Он делал своих персонажей сильными, даже чуть-чуть грубоватыми, но при этом озорными и невероятно обаятельными.
Таких героев в советском кино еще не было. Для каждого своего персонажа Юматов искал свою краску. Не имея актерского образования, учился на площадке и удивлял коллег своим потрясающим даром импровизации.
Он любил придумывать что-то на ходу. В 1956 году Георгий получил главную роль в героической драме “Они были первыми”.
На съемках он оказался в компании известных актеров: Марка Бернеса, Михаила Ульянова, Клары Румяновой. Однако Юматов не потерялся.
Он сыпал шутками, анекдотами и стал душой группы. А еще постоянно притаскивал на площадку бездомных кошек и собак, с которыми возился каждую свободную минуту.
Со стороны Юматов казался баловнем судьбы. Вчерашний матрос, как ураган, ворвался в кино и чувствовал себя как рыба в воде.
В кино Юматов наконец нашел выход своей бушующей энергии. Он был счастлив, как ребенок, если по роли ему нужно было водить танк, стрелять из пулемета, нырять в ледяную воду или прыгать с обрыва.
Однажды на съемках фильма “Корабли штурмуют бастионы” Юматов серьезно повредил ногу прямо накануне съемки эпизода, где его герой должен был лезть на стену.
Режиссер картины Михаил Ромм решил навестить актера, ведь было ясно, что сниматься в этой сцене Юматов не сможет. Актер, увидев в дверях Ромма, закричал медсестре: — А ну-ка, налейте мне стакан и дайте сапоги!
Спорить с ним было бесполезно. Залпом осушив стакан, Юматов натянул на распухшую ногу сапог и отправился на съемочную площадку. Он превозмогал чудовищную боль, но не позволил себя жалеть. В тот же день, где его герой залезает на стену, был снят.
Режиссеры уважали Юматова за смелость, настоящий мужской характер, но слухи о горячем нраве и пристрастии к алкоголю подтачивали его репутацию.
Всесоюзная слава обрушилась на Юматова в 1956 году, когда друг за другом вышли два фильма с его участием. “Они были первыми” и “Разные судьбы”. С этого момента актер стал мешками получать письма от поклонниц с признаниями в любви.
Успех Юматова больно ранил его жену Музу. Она презрительно фыркала, читая очередное послание и бросала его в мусорное ведро. А Юматов доставал и прятал. Актер бережно хранил все эти письма до конца жизни.
“Все его образование — это шесть классов школы, а они сходят по нему с ума”, — восклицала Муза, жалуясь подругам на Юматова. Семейная жизнь была бурной. Громкие ссоры, жаркие примирения, взаимные измены.
-Она всю жизнь жила, ожидая глобальной роли. Поэтому детей не хотела иметь и поэтому, извините, сделала безумное количество абортов.
Елена Крепкогорская. Племянница Музы.
Каждую прерванную беременность жены Юматов воспринимал как личную трагедию. Порой ему казалось, что Муза мстит ему за свою несостоявшуюся карьеру.
Когда она на очень позднем сроке снова втайне от него сделала аборт, он не выдержал. Собрал вещи и ушел.
С головой погрузился в работу. Актер хотел отойти от семейных проблем. Его как раз пригласили на съемки фильма “Первое свидание”. Но сюжет картины только сильнее напоминал ему о Музе.
Он играл героя, который постоянно ссорится со своей женой и едва не разводится с ней. В итоге он с трудом дождался окончания съемок и вернулся к Музе. Главной удачей Юматова критики считали фильм “Жестокость”.
Там у актера впервые была сложная психологическая задача. Его герой кончал жизнь самоубийством. Эта роль казалась неподходящей для Юматова. Многим и в голову не приходило, что его тоже могут раздирать противоречия.
Но близкие друзья знали, что в реальности Георгий бы именно таким. У него тоже были попытки самоубийства, и не от хорошей психики.
Взрывной характер дорого обошелся Георгию. Он потерял то, о чем мечтает каждый актер. Роль в фильме, который стал любимым у многих поколений зрителей. “Белое солнце пустыни”.
Утром группа должна была отправиться в экспедицию на съемки картины. На главную роль был утвержден Юматов. Мотыль бросился в номер к актеру.
Юматов был сильно пьян, лицо в страшных кровоподтеках, костяшки пальцев разбиты в кровь. “У нас больше нет Сухова”, — мрачно заключил режиссер.
Накануне в автокатастрофе погиб близкий друг Юматова. Мало того, актера назвали косвенно виновным в смерти, потому что роковой автомобиль другу помог купить именно Георгий.
Он и сорвался, бросившись на обидчика. Но режиссер не мог ждать, когда исполнитель главной роли будет в состоянии предстать перед камерой.
Образ Сухова воплотил другой актер. Картина стала бессмертным хитом, а Юматову оставалось только сожалеть.
Однажды кто-то из коллег горько пошутил, что у актера кладбище несыгранных ролей. Это было правдой. Юматов мог сыграть очаровательного тунеядца Короедова в комедии “Опекун”.
Съемки уже шли полным ходом, когда пьяный актер заявился на площадку с пистолетом-пугачем и устроил дебош. Чтобы утихомирить актера, пришлось вызвать наряд милиции.
В итоге начальство “Мосфильма” не только сняло Юматова с роли, но и запретило сниматься в течение года. Юматову тогда повезло. Другая киностудия имени Горького приступила к съемкам фильма “Офицеры”.
На одну из главных ролей Алексея Трофимова было 42 претендента. Однако писатель Борис Васильев, по чьей повести был написан сценарий, посоветовал Юматова. Тогда режиссер Владимир Роговой утвердил Юматова без проб.
С партнерами по съемкам Алиной Покровской и Василием Лановым у Юматова сложились невероятно теплые отношения. Но с режиссером Георгий постоянно вступал в споры.
Фильм “Офицеры” стал визитной карточкой Юматова. Однако после этой картины у него восемь лет не было ни одной большой роли. Актера приглашали только в эпизоды.
Некоторые из них он вспоминал с раздражением. Например, ему не понравился эпизод в фильме “Москва слезам не верит”. Он понял, что Смоктуновский в этом эпизоде , якобы, непонятый гений, а он баловень судьбы, которому все просто. Эту картину Юматов не любил.
Лишь в 1979 году Юматову предложили материал, который он встретил с воодушевлением. “Огарева, 6” и “Петровка, 38”. Его партнером вновь стал Василий Лановой.
Это был черный день, когда Юматов понял: его кинокарьера окончена. Весной 1994 года за ним захлопнулись двери следственного изолятора “Матросская тишина”.
Из показаний Георгия Юматова: Зайдя в комнату, я увидел, что этот человек пытается изнасиловать мою жену. Он держал ее за горло. Я сказал, что сейчас убью его.
Он стал издеваться надо мной. Тогда я пошел в другую комнату, взял ружье и направил на него ствол. Он снова стал оскорблять меня. Тогда я выстрелил в его наглое, смеющееся лицо.
Это первое показание, которое дал Юматов сразу после ареста. Таким образом актер признал, что вечером 6 марта 1994 года в собственной квартире застрелил из охотничьего ружья 33-летнего дворника, уроженца Азербайджана.
На помощь актеру тут же бросились друзья и коллеги. Пригласили адвоката, который начал разбираться в произошедшем. Сам Юматов пластом лежал на больничной койке, ничего не ел и постоянно путался в воспоминаниях о том злополучном вечере.
Следствию удалось по крупицам воссоздать картину трагедии. Дворник помог Юматову похоронить его любимую собаку, дворнягу Фросю.
Затем актер сам пригласил мужчину в свою квартиру помянуть пса. В какой-то момент разговор зашел о фронтовом прошлом Юматова. “Ради чего ты воевал, чтобы жить никому не нужным”.
-Он ему врезал сразу, а тот достал нож и успел полоснуть его незаметно по шее. А Жора охотник, у него ружье всегда стояло заряженным. Он сам позвонил в милицию и сказал: -Приезжайте, я убил человека.
Василий Лановой.
Пролить свет на эту историю могла бы жена, но Муза предпочла молчать. Ни тогда, ни потом. Такое поведение заставляло знакомых думать о том, что ее роль в произошедшем была не такой, как пытался представить муж.
Подобные умозаключения были связаны с тем, что Музу недолюбливали, а Юматову сочувствовали. Поклонники умоляли помиловать любимого актера.
Юматов провел в следственном изоляторе два месяца. Адвокату удалось доказать, что актер действовал в пределах необходимой самообороны. В конце 1995 года дело было прекращено.
Вечером 4 октября 1997 года Георгий сервировал стол на двоих. Занятый приготовлением ужина, он не заметил, как на рубашке проступило пятно крови.
После выхода на свободу Юматов пережил два сердечных приступа. Он как-будто все время задыхался. Мучили кошмары, бессонница. В отличие от суда сам актер постоянно казнил себя.
От разрыва брюшной аорты актер умер 4 октября 1997 года. Смерть была мгновенной. Он успел лишь позвать жену: -Муза. Это было его последнее слово.
В мае 1997 года Георгий Юматов появился в эфире популярного телешоу. 71-летний актер, бывший фронтовик должен был поздравить всех с грядущим днем Победы.
Но Юматов никак не мог начать говорить. Зрители в зале устроили ему настоящую овацию. Он не ожидал такого приема. С трудом сдерживал слезы, и нервно сглотнув, сказал лишь несколько слов. После записи, запершись в гримерке, актер разрыдался.
До конца своей жизни Юматов не простил себя за то преступление. И не мог поверить, что зрительская любовь может быть настолько велика, что ему могут простить все.