Известно, что кинорежиссёр Эльдар Александрович Рязанов был большим шутником. Он шутил с коллегами на киностудии, любил разыгрывать знакомых вне работы, подкалывал своих друзей с экрана.
Саму расхожую шутку в комедиях Рязанова сегодня знает, наверное, каждый любитель советского кино. Это, конечно же, некие Катаняны, которые по разным смешным поводам упоминаются сразу в четырёх фильмах Эльдара Рязанова: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и «Привет, дуралеи».
В те годы большинство советских зрителей не понимали эти шутки, и лишь знающие люди из окружения режиссёра всегда улыбались, услышав знакомую фамилию с экрана.
Сегодня, в век интернета, уже многим известно, что Катаняны — это реальные люди, добрые друзья семьи Эльдара Рязанова. Василий Катанян – режиссер документалист, с которым Рязанов начинал свою карьеру после окончания института.
Супруга Василия Катаняна, Инна Генс-Катанян, была известным киноведом и критиком. Рязанов и Катанян около шестидесяти лет дружили семьями и большинство праздников отмечали вместе.
Поэтому упоминания Катанянов в смешных эпизодах каждый раз приносили друзьям особую радость и совершенно не мешали другим зрителям получать удовольствие от фильмов.
Но в этой статье я хочу рассказать о другом дружеском приколе в фильме «Берегись автомобиля». И в этот раз не сам Рязанов был автором этой шутки, хотя она ему очень понравилась.
Когда снимали эпизод в комиссионном магазине с участием Галины Волчек, то во время первого же дубля, она вдруг изменила одну из своих реплик.
Чтобы понять, о чём пойдёт речь, я приведу отрывок из сценария этого короткого эпизода. Правда, в фильме он был сыгран с небольшими изменениями.
Итак, отрывок из сценария Эмиля Брагинского:
Дима Семицветов приступил сегодня к торговле в весьма раздраженном состоянии.
– Мне нужен заграничный магнитофон – английский, ну, американский… – интимно сказала усатая покупательница, перегнувшись через прилавок и положив при этом многопудовую грудь на телевизор «Рекорд».
– Нету – коротко ответил Дима, «хоть бы побрилась», – думал он, с омерзением глядя на ее усы. Заметив, что «Рекорд» в опасности, Дима потребовал:
– Уберите это с телевизора!
Дама послушно отодвинулась и, перейдя на хриплый шепот, спросила:
– Скажите, пожалуйста, кто из вас Дима?
– Ну, я Дима, что из этого? – продолжал хамить продавец.
– Я от Федора Матвеича.
– Какого еще Федора Матвеича?
– Приятеля Василия Григорьевича…
– Ну, ладно, предположим…
– Мне необходим заграничный магнитофон!
Понятно, что блат в СССР был великой силой и при нерыночной экономике принцип «ты мне – я тебе» был главным двигателем обогащения советских граждан. Поэтому этот эпизод содержал сатиру, понятную только нашим людям.
Так вот, на съёмках этого эпизода покупательница в исполнении Галины Волчек, когда пришла очередь сослаться на своих знакомых, вдруг заговорщицким голосом сказала Семицветову: «Я от Олега Николаевича, приятеля Леонида Иосифовича…»
Рязанов сразу сделал замечание актрисе за отсебятину. Волчек тут же извинилась: дескать, забыла имена по сценарию, поэтому произнесла первые, что пришли на ум.
А что может прийти на ум ведущей актрисе «Современника» кроме имён её непосредственных театральных начальников? Главного режиссёра Олега Николаевича Ефремова и директора-распорядителя Леонида Иосифовича Эрмана.
Что интересно, Олег Ефремов играл одну из главных ролей в фильме, но во время съёмок этого эпизода его на съёмочной площадке не было.
Дело в том, что в фильме есть два эпизода Семицветова и покупательницы. Во втором участвует Ефремов. Но здесь речь идёт о первом.
Рязанов решил оставить эту случайную оговорку актрисы в фильме. Хотя мне кажется, что она была неслучайной, а просто Галина Борисовна захотела немного постебаться над своими руководителями. Хотя это лишь моё личное предположение.
Также смешно было и то, что в театре по субординации Ефремов был главнее и важнее Эрмана. И логичнее было бы сказать, что это Леонид Иосифович является приятелем своего более высокопоставленного Олега Николаевича. А не наоборот, как прозвучало в реплике. Но так укол в сторону Ефремова был ещё смешнее!
Как бы там ни было, Рязанов оставил в фильме реплику Галины Борисовны. Рассказывают, что когда Ефремов в служебном зале киностудии впервые увидел этот эпизод, то рассмеялся и, шутя, погрозил кулаком сидящей там же Галине Волчек. Он сразу понял, чьих рук это дело.