Он был страстным человеком. Его кипучая натура и безудержная энергия, казалось, наполняли страстью всех вокруг. Будь то на съемках фильма или в личной жизни, его страсти кипели по-настоящему.
Сергей Бондарчук был женат трижды. Первый брак был заключен с Евгенией Белоусовой, однокурсницей по Ростовскому театральному училищу. Однако их совместная жизнь была очень короткой.
Бондарчук ушёл на фронт, а его любимая женщина родила сына. После трагических событий на войне Бондарчук вернулся домой уже другим человеком. Желая забыть прежнюю жизнь, он уехал из Ростова в Москву.
Поступил учиться во ВГИК и там встретил Инну Макарову, которая очаровала его с первых минут.
«Он безумно меня любил, буквально на руках носил. По молодости обожала скатываться по лестничным перилам, Сережа очень боялся, что могу упасть, и когда я только садилась на перила, пулей летел вниз, чтобы успеть поймать меня.
Наши педагоги — Сергей Герасимов и Тамара Макарова — говорили ему: «Береги Инну». Бондарчук зимой закутывал меня в своё пальто и водил на учебу во ВГИК, боялся, что могу простудиться.
Он очень мной дорожил. В 1950 году у нас родилась Наташа», — так описывает Макарова свои отношения с актером.
Но всё закончилось через двенадцать лет, когда Бондарчук встретил Ирину Скобцеву. От любви он буквально потерял рассудок.
«Мы познакомились за полтора года до «Отелло» на троллейбусной остановке. А потом всю дорогу ехали в транспорте.
Тогда у нас мозги и поехали. Мы в тот год виделись раза три. А уже потом вместе играли», — вспоминала ту первую встречу Ирина Скобцева в программе «Судьба человека».
Вначале женатый Бондарчук пытался сопротивляться нахлынувшим чувствам. Но случай, произошедший во время съёмок фильма «Отелло», окончательно изменил его жизнь. Они со Скобцевой прилетели в Ригу на съёмки сцены свадьбы и венчания Отелло и Дездемоны.
Чтобы получить достоверные кадры, режиссёр церемонию венчания сделал настоящей. Он не сказал священникам, что венчание будет для фильма. И те их обвенчали на самом деле.
А наличие в храме кинокамеры объяснили желанием новобрачных запечатлеть это событие для истории. Правда, Бондарчук и Скобцева не были католиками, но об этом у них священнослужители даже не спросили.
Когда после церемонии они вышли из храма Бондарчук ей сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!»
Почти четыре года Сергей Фёдорович не решался оставить жену. Актёры скрывали свои чувства и встречались тайно. Хотя все уже знали об этом романе. И только Инна Макарова не хотела верить слухам. Но уже понимала, что это правда.
«Поползли разные слухи, я долго им не верила. Потом начали идти анонимки, меня пытались обвинить в изменах мужу. Мать Скобцевой была машинисткой: писала и мне, и ему.
Я анонимки рвала и выбрасывала. Мать Скобцевой сотнями писала анонимки. В какой-то момент это все так надоело. Расходиться он не хотел. У него, по-моему, даже этой четкой мысли никогда не было.
Однажды утром Сережа читал в постели вслух сценарий фильма «Судьба человека», я собирала чемодан, мне надо было уезжать в Ленинград на съемки фильма «Дорогой мой человек».
И вдруг выпалила, как будто это не я говорю: «Мы должны расстаться!». И упала на тахту. Мне кажется, что сознание потеряла.
Открываю через какое-то время глаза и вижу Сергея. Он рыдал. Я уехала. В 1958 году мы развелись», —через много лет рассказала Макарова.
По словам Макаровой, она всю оставшуюся жизнь любила мужа, но так и не смогла простить ему предательства.
В 1959 году Бондарчук и Скобцева официально поженились. Через три года у супругов родилась дочь Алена, а ещё через пять лет — сын Федор.
В семье в шутку их называли «детьми войны и мира». Когда родилась Алёна, Сергей Фёдорович только начинал работать над фильмом «Война и мир», а когда появился Фёдор, Бондарчук работу уже завершал.
Кинодебют Бондарчука в качестве режиссёра состоялся в 1959 году. Он собирался сыграть главную роль в кинодраме «Судьба человека» и искал для картины хорошего режиссёра. И в этот момент Ирина убедила его, что он и сам сможет снять этот фильм.
Сергей Фёдорович вспоминал, что он несколько ночей не мог уснуть, обдумывая предложение жены. И, в конце концов, он взялся за это новое для себя дело, во многом благодаря Ирине и её вере в него.
За этот фильм Сергей Бондарчук удостоился Ленинской премии, а следующей большой победой уже стала «Война и мир», завоевавшая «Оскар». И в этом успехе он тоже видел большой вклад своей жены. Позже Скобцева вспоминала о съёмках «Войны и мира»:
«Эта картина ему дорого обошлась. Он… умирал на ней. Внезапно остановили съёмки и велели срочно готовить первую серию для фестиваля.
Нужно было всё срочно перезаписывать, озвучивать, писать музыку. У него даже остановилось сердце на несколько минут. Это была клиническая смерть…»
Но в итоге фильм был завершён так, как хотел Бондарчук, и «Оскар» стал вполне заслуженной наградой.
Следующий его проект — «Тихий Дон» сыграл роковую роль в жизни режиссёра. Работа началась в конце 80-х годов, когда денег на кино в стране не было.
Сергей Фёдорович обратился за помощью к своим друзьям в Италии. Те вначале согласились и даже нашли деньги, на которые было снято чуть меньше половины фильма. Но потом они признались, что денег больше нет и что проект нужно закрывать.
Это был тот удар, который Сергей Фёдорович пережить уже не смог. Почти сразу после отказа итальянцев выяснилось, что к букету хронический заболеваний режиссёра добавился ещё и рак.
Надо было всё бросать и срочно ложиться в клинику, но Бондарчук судорожно искал возможности продолжения проекта и откладывал лечение.
Говорил, что если он не сможет закончить этот фильм, то и жить ему дальше не имеет смысла. Ирина Константиновна позже говорила, что не будь этого «Тихого Дона», то муж прожил бы гораздо больше.
Его не стало 20 октября 1994 года. А сегодня, 25 сентября 2023 года, исполнилось ровно 103 года со дня рождения этого легендарного человека. Человека, который ради искусства не пожалел ничего. Даже своей жизни.