Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о судьбе актрисы удивительного таланта, которая не оставляет равнодушным никого, о судьбе истинной русской женщины, которая органична и естественна, и так не похожа на современное поколение актеров.
Сегодня речь пойдет о Надежде Константиновне Маркиной. Ее знают и любят благодаря ролям в таких фильмах и сериалах как «Елена», «Солнце в подарок», «София», «Находка» и другим.
Надежда Константиновна родилась в январе 1959 года в местечке Каменка Тамбовской области. Деревня уже умирала, и было принято решение расселить оставшиеся семьи.
Так Маркины оказались в Дмитриевке. Родители занимались сельским хозяйством, воспитывали детей, да и жили преимущественно очень просто. Помимо Нади в семье было еще 6 детей.
Девушка и не думала становится актрисой. В школе она увлекалась легкой атлетикой. К 15 годам решила поехать в Тамбов, поступать в педучилище на учителя физкультуры. Учась там, пошла поддержать подругу в местную театральную студию.
Понравилось. Вот и закрутилось. А когда однажды к ним приехали ребята, которые учились в столичных театральных вузах, то к Надежде закралась мысль «а что если и мне попробовать, вдруг получится». Позже она рассказывала об этом:
«В ГИТИС я поступила на второй год. Первый раз я прошла все три тура во всех институтах, но стала учиться в эстрадно-цирковом училище.
Огляделась — и на следующий год поступила в ГИТИС: там учились мои друзья, я часто ходила к ним на занятия и влюбилась в этот институт.
Я даже приняла участие в их экзаменационном спектакле у Андрея Александровича Попова — за кулисами сыграла голос старухи — и очень радовалась.»
Училась она прилежно, стипендию получала не всегда, поэтому бралась за любую работу: была и проводницей, и уборщицей, и дворником, и нянькой, и поваром… Кем-только она не работала. Деревенское детство научило ее не бояться любой работы.
После окончания учебы Надежда Константиновна очень хотела поехать в Эстонию, поработать в Таллинском театре, но ее перехватил Анатолий Александрович Васильев и предложил сыграть в спектакле в театре на Таганке.
В этом театре она проработала до 1992 года. Потом перешла в Малый театр, а затем и в МХАТ имени Горького.
Среди множества постановок, в которых была задействована Надежда Константиновна, пожалуй можно выделить следующие: «А зори здесь тихие», «Живая вода», «Один», «Король Лир», «Пучина», «Леший», «Идиот», «Пять вечеров».
Дебют в кино у молодой актрисы случился в 1985 году. Это был фильм «Поклонись до земли». Тогда же вышли «Говорит Москва», «Далекий голос кукушки». Через 3 года она сыграла мать Борьки в картине «Абориген».
Через год вышли «Этюды о Врубеле», «Мистификатор», «мы везем с собой кота», «В городе Сочи темные ночи». Сплошь незаметные эпизодические роли.
Но она не переживала, с удовольствием играла на сцене. В 1994 Надежду Константиновну пригласили в сериал «Петербургские тайны», где она сыграла прислугу Христину. После этого актрису наконец начали замечать.
Когда не хватало денег, Маркина шла подрабатывать. Работала поваром, нянечкой, медсестрой, секретаршей, воспитательницей. Помогала в церковной лавке.
Без дела она никогда не сидела. Другие бы сказали: «это сложно и унизительно», но не она. Для нее работа была чем-то естественным и никогда не пугала.
С началом двухтысячных Надежда Константиновна бралась буквально за каждую, мало-мальски интересную роль.
Так вышли «Свадьба», «Гражданин начальник», «Каменская, «Марш Турецкого», «Вокзал», «Спас под березами», «Участок», «Частный детектив», «Ваша честь», «Громовы. Дом надежды», «Братья Карамазовы», «Гувернантка», «Пелагия и белый бульдог», «Суд» и многие другие.
А в 2010 Андрей Звягинцев предложил актрисе роль в фильме «Елена». Картина принесла Надежде Константиновне мировую известность и приз жюри на Каннском фестивале «Особый взгляд».
Актриса очень смущалась, она не привыкла к такому вниманию и не знала куда себя деть. Позже рассказывала:
«Мой первый фестиваль — и сразу Канны, мировая премьера. Принимали хорошо, но я стеснялась — как выгляжу. Спасибо, меня одела модельер Юлия Янина.
В Каннах меня причесывали, наносили макияж, а в жизни я не крашусь, одеваюсь обычно. Я 13 лет вне театра, и мне было очень тяжело — я не тусовщица, да, я смущалась».
Вслед за этим Маркину стали приглашать к себе все чаще. Увидели ее сочетание «аристократичной внешности и народного психотипа». И пусть ее героини в основном простые русские женщины, но они полны внутренней духовной силы.
Создается впечатление, что актриса не играет роль, а проживает, заставляя безоговорочно верить любому взгляду, жесту. Все настолько просто и естественно, что пожалуй можно назвать ее игру поистине гениальной.
Зрители любят такие фильмы и сериалы с участием Надежды Константиновны как «Ласточкино гнездо», «Костер на снегу», «Моя большая семья», «Подари мне воскресенье»,
«Две зимы и три лета», «Оттепель», «Бесы», «Инквизитор», «Солнце в подарок», «Вышибала», «София», «Шакал», «Доктор Рихтер», «Березка», «Крик тишины», «Магомаев», «В шаге от рая», «Самый лучший муж» и другие.
Сейчас актриса по-прежнему продолжает активно сниматься, играет на сцене. В феврале 2021 ее можно было увидеть в трагикомедии «Лес», но Надежда Константиновна заболела ковидом.
Для интересующихся добавлю, что актриса не была замужем и не имеет детей. Не сложилось. О первом она старается не думать, а вот от детях переживает.
Все-таки сама она выросла в многодетной семье. Надежда Константиновна старается не унывать по этому поводу и ищет радость в других вещах:
«Я люблю раннее утро и забываю, что надо по утрам почаще подходить к окну и смотреть — когда все в покое, еще чуть-чуть, и вот начнется: человек пройдет, троллейбус проедет…
Я люблю, когда начинается весна — запахи оттепели, когда морозы еще не ушли, но появляются первая земля и проталины.
Люблю начало зимы — когда еще осень не кончилась, пахнет листвой и лужи подернулись льдом. Радостно, когда что-то исправишь или извинишься перед кем-то: на душе становится счастливо и мирно.»