Чтобы добраться до подвальчика, который они с Серёжей снимали, нужно было пройти по доскам, проложенным поверх огромной лужи. По ночам из многочисленных нор выползали мыши – не помогали ни отравы, ни ловушки.
А во время весенней оттепели через земляной пол просачивалась вода. В крохотное окошко под самым потолком было видно мельтешение ног прохожих, но чаще окошко было настолько замызганно грязью, что не было видно ничего.
Именно так жили 22-летняя Инна Макарова и 28-летний Сергей Бондарчук. Всего через год Инна будет удостоена Сталинской премии первой степени. Через 19 лет Сергей Фёдорович (советский гражданин!) станет обладателем премии «Оскар» за фильм «Война и мир».
В то ясное октябрьское утро Серёжа проснулся первым, выглянул в окошко. Напротив была видна противоположная сторона Бульварного кольца. Накануне там, у входа в кинотеатр, вывесили афишу фильма «Молодая гвардия».
От его возгласа: «Инна, ты посмотри, что творится!!!» – девушка даже подскочила на кровати. К еще не открывшимся кассам вытянулась огромная очередь. В то утро начался ее путь звездной артистки. А ведь это был всего второй фильм в ее жизни!…
Через несколько дней, в конце октября 1948 года, вышел номер журнала «Огонек» с портретом Инны на обложке. На киностудию стали мешками приходить адресованные «Любе Шевцовой» письма.
Удивительно, но Сергей Бондарчук не ревновал свою молодую жену к славе и не выказывал признаков зависти. На тот момент её карьера стартанула гораздо «круче», чем его.
Сергей Бондарчук, пока что не испорченный вниманием женщин и влиянием в киноиндустрии, был открытым сердцем и добрым молодым человеком. Он гордился Инной и был за нее искренне счастлив.
Из воспоминаний Макаровой: «Помню, во время поездки в Ростов-на-Дону мы гуляли по улицам города и постоянно слышали за спиной: «Говорю тебе: она это! Любка Шевцова!» — «Да ты что?! Надо ей больно — к нам ехать!» К концу прогулки потрясенное выражение, казалось, намертво приклеилось к лицу Сережи».
А ведь это было только лишь самое начало карьеры Инны Макаровой! «Молодую гвардию» еще перебьет в 1957-м роль в «Высоте», будут «Девчата», будет «Женитьба Бальзаминова»!
Мы не зря сделали акцент на том, что изначально Инна была успешнее своего мужа. И что он не завидовал и не злился этому факту, а был счастлив за свою вторую половинку. Пройдет немного времени, и дела у него тоже пойдут резко на взлет.
Закончится вся эта история самым громким и скандальным адюльтером в советском кинематографе, когда Бондарчук будет уходить из семьи к «разлучнице» Скобцевой.
Инна Макарова не относилась к так называемой «золотой молодежи». Она приехала поступать во ВГИК с сибирских просторов, ее взяли с первого же прослушивания без знакомств и взяток. Тот курс почти целиком состоял из девушек – ребята воевали.
По этой же причине актерский курс слили с режиссерским. Однажды осенним днем 1945 года в аудитории появился смуглый, черноволосый, похожий на цыгана парень в военной гимнастерке и осторожно, чтобы не мешать, сел на свободный стул.
Это был Сергей Бондарчук. С Инной они быстро подружились, стали жить вместе. Лучшая подруга тогда сказала Инне: «Не ходи за него. Я эту казачью породу знаю.
Черный, неласковый, но от баб все равно отбою не будет. Намучаешься…». Но Инна не послушала. Ну а в 1948-м вышла «Молодая гвардия», в которой Макарова сыграла Шевцову.
История эта выглядит идиллической, но мало кто вспоминает, как обстояли дела на самом деле. У Бондарчука уже был сын на тот момент.
Сын от Евгении Белоусовой родился в 1947 году, как раз когда Бондарчук сошелся Макаровой. Так что подруга-то была права… Намучалась в итоге Инна с черноглазым.
С Белоусовой Сергей сошелся еще до войны, в театральном училище Ростова-на Дону. В дальнейшем Евгения будет настаивать – она была за Бондарчуком расписана, просто документы потерялись во время войны.
Факт замужества подтверждала и Макарова, говоря, что «Сергей считал себя свободным, так как во время ссоры Женя порвала брачное свидетельство».
Когда на экраны вышел «Тарас Шевченко», сделав Бондарчука самым молодым обладателем звания «Народный артист СССР», Белоусова спохватилась насчет упущенного каравая и привезла сынишку к папаше в Москву в надежде, что Сергей устроит судьбу не чужого человека.
Инна Макарова приняла мальчика, как своего. А Белоусова рассчитывала на содержание, и тут уж ее «послали», а она из вредности отказалась давать развод.
Поэтому и возникла путаница с датой бракосочетания Макаровой и Бондарчука. В 1950-м у них родилась общая дочь Наталья, но из-за вредности Белоусовой они долго не могли расписаться и зарегистрировать дочь.
Между тем, к началу 50-х жизнь актерской пары наладилась. И Инна, и Сергей получили такой резкий карьерный взлет, о котором только можно было мечтать. Подвальчик с заляпанными слякотью окошками остался позади – навсегда.
Теперь они стали элитой советской киноиндустрии со всеми «плюшками» такого положения: квартира в приличном месте столицы, посещали морские курорты, их узнавали в любом крупном городе (особенно Инну), просили автографы, дарили подарки.
«Думала, умру от счастья: даже на комнату в коммуналке не рассчитывала, а тут — отдельная квартира! И где?! В прекрасном новом доме на Песчаной улице, неподалеку метро «Сокол» и роща. Я была единственным жильцом, и в домоуправлении меня предупредили: «Электричество уже есть, но газ еще не подключен».
В 1955 году, наконец-то, были улажены все бюрократические сложности с первой ростовской женой. Макарова стала законной женой Бондарчука.
И в том же 1955 году Бондарчук знакомится на съемках «Отелло» с актрисой Ириной Скобцевой, после чего Макарову только ленивый не поставил в известность о возникшем романе мужа на стороне.
Скобцева была типичной хищницей. Почти никто не помнил, что она из Тулы родом, приезжая провинциалка. Настолько мастерски и умело она создала себе имидж утонченной, вкрадчивой лисицы.
Забавный факт: история повторяется. И уже у сына мэтра, Фёдора Сергеевича Бондарчука, тоже такая приезжая-хваткая-красивая разобьет семью.
Речь о Паулине (Екатерине) Андреевой, которая подкорректировала свою биографию и из ростовчанки стала коренной петербурженкой. Вот и Скобцева когда-то сумела себя верно подать и подкорректировать биографию…
А ведь Сергей был хорошим семьянином! Не влезь Скобцева, не напусти она своих туманов, могла бы семья жить-поживать. Макарова вспоминала: «Иногда я так уставала на репетициях, что едва хватало сил добраться до дома.
А там нужно было сменить маму, которая вместе с домработницей Нюрой целый день хлопотала вокруг внучки и на кухне. Если Сергей был дома, то укладывал меня к стенке, а сам ложился с краю — рядом с кроваткой. Вскакивал, когда Наташа начинала кряхтеть: пеленал, поил из бутылочки, укачивал»(с)
Скобцева не оставляла своих попыток осадить Бондарчука. Не будем и с него снимать ответственность: он в итоге поддался её чарам.
Макаровой все коллеги прожужжали уши про адюльтер мужа. Но она не верила им. И её можно понять, зная предысторию с подвальчиком и студенческой любовью. Как он, такой хороший, мог предать?!
Это одна из психологических аксиом личности: мы живем в уютной норке своих заблуждений, ведь открыть глаза и уши и узнать реальность – невыносимо, психика может надломиться раз и навсегда.
«Очень трудно было не обращать внимания на подобные откровения, но я говорила себе: «Этого не может быть! Сергею дорога семья, он обожает дочку!» Наташа и впрямь была для него как свет в окошке.
По вечерам Сергей ложился на тахту, сажал дочку себе на живот и читал вслух сказки. А та, как завороженная, слушала. А спектакль «Муха-Цокотуха», который Сережа поставил для Наташи, задействовав всех, даже мою маму?! Нет, убеждала я себя, у нас все хорошо, все по-прежнему — просто завистливые люди хотят вбить между нами клин».
Скобцева не отставала. И перед Макаровой встал выбор: либо бросить сниматься и ездить за ним в экспедиции, готовить, обихаживать, жить его жизнью, либо расстаться и сохранить себя, свое достоинство и призвание, свою профессию. И она выбрала второе.
«Однажды поинтересовалась: «Сережа, ты ее хоть любишь?» Он помолчал и ответил: «По-моему, нет». Меня эти слова поразили. Мне показалось, что он Скобцевой боялся. Все время жаловался.
Как-то спросила: «Сережа, правда, что отец у нее профессор?» — «Какой он профессор? У холодильника околачивается, пьет». Мать ее люто ненавидел. Не знаю, как они там жили, но Сергей Герасимов однажды сказал: «Как он там неуместен!» (с)
Около 15 лет Инна Владимировна была одна. Работала, выезжала за границу, репетировала, занималась дочкой, снималась. И лишь в 70-е произошли перемены: артистка связала судьбу с известным хирургом, доктором медицинских наук Михаилом Перельманом.
Возлюбленные жили вместе около 40 лет, до смерти профессора в 2013 году. Пара так и не вступила в брак. Более того, профессор состоял в официальных отношениях. Но всех всё устраивало.
Детей у нее больше не было. Сергей Бондарчук же в браке со Скобцевой стал отцом двоих детей: дочери Алёны и сына Фёдора. Примечательно, что Скобцева вела политику отношений, противоположную Макаровой.
В отличие от Инны, Ирина ездила с мужем на почти все его съёмки. Видимо, боялась, что появится еще одна такая – хваткая, амбициозная, и присвоит себе Сергея.
«Наташа уже училась во ВГИКе, когда мы с ней и мамой переехали в новую трехкомнатную квартиру. Дочка собиралась замуж и очень хотела видеть на свадьбе отца. Но Бондарчук уезжал в Италию на съемки «Ватерлоо», потому на торжестве быть не мог.
Пришел поздравить перед отъездом, загодя. Я провела экскурсию по комнатам и, остановившись у одного из окон, сказала: — Ты знаешь, я просто счастлива, что подоконник низкий. Ты помнишь то высокое окошко в нашем подвальчике?…
Сергей усмехнулся:
— Как мало тебе для счастья надо.
Хотела сказать в ответ что-то хлесткое, но встретилась с ним взглядом и… осеклась. Такие печальные были у Сережи глаза».
На восьмидесятипятилетний юбилей Инна Макарова получила от президента телеграмму: «Вы по праву можете гордиться коллекцией своих ролей».
Она прожила долгую, интересную, яркую жизнь и ушла в 93 года, 25 марта 2020 года. Ирина Скобцева, словно по некоему мистическому провидению, простилась с жизнью в том же году, ей также было 93 года. Сергей Бондарчук ушел раньше своих жён: он прожил 74 года, его не стало 20 октября 1994 года.