100 лет со дня рождения режиссёра Татьяны Лиозновой
Коллеги называли ее «железной леди» советского кинематографа, потому что она была женщиной нрава крутого: строгой, требовательной, бескомпромиссной.
Хрупкая женщина с железным характером!
Еще и фильм какой сняла! О советском разведчике, который был внедрен в высшие эшелоны власти нацистской Германии, распутывал хитроумные планы врага и так красноречиво молчал.
Для многих телезрителей Татьяна Лиознова именно так и воспринимается. Как режиссер, снявшая самый главный сериал времен СССР – «Семнадцать мгновений весны». Об остальных ее фильмах вспоминают реже.
А ведь она сняла еще восемь фильмов. Самые известные из них: «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал».
Картины совершенно разные. Мелодрама, остросоциальная производственная драма и мюзикл. Но во всех фильмах виден почерк Лиозновой: это всегда попытка понять мотивы поступков людей, их эмоции, внутренний мир.
И, конечно, песни, которые цепляют и теребят душу. В «Семнадцати мгновениях весны» – «Песня о далекой Родине» в исполнении Иосифа Кобзона, в «Трех тополях на Плющихе» – «Нежность», которую пронзительно спела Татьяна Доронина.
Этому Татьяна Михайловна научилась у знаменитого режиссера Сергея Апполинариевича Герасимова, который вел курс во ВГИК, а затем взял ее к себе в помощники.
Сначала Сергей Герасимов пытался отчислить 19-летнюю девчонку, не видя в ней ни режиссерского, ни актерского таланта.
Лиознова доказала, что достойна: собрала таких же, как она: отчисленных — однокурсников и поставила несколько сценок как режиссер. Всю «труппу» вернули в институт.
Характер — это судьба, говорит народная мудрость. Именно характер помог Татьяне Лиозновой все-таки стать режиссером, хотя преград к заветной съемочной площадке было предостаточно.
Когда Лиознову спрашивали, почему выбрала такую «мужскую» профессию, отвечала, что в ее жизни, наверное, всегда не хватало мужского присутствия:
«У меня на войне погибли отец и три маминых брата. Тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана».
В одном из интервью Татьяна Лиознова призналась, что она каждый раз пробивала себе дорогу сама:
«Я не так уж много сняла. Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю. «Карнавал» – фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя».
«Все свои картины я снимала из любви к людям, о людях и для людей», – всегда говорила Лиознова. Её фильмы вошли в Золотой фонд российского кинематографа.
Помните: «В наше время верить нельзя никому, даже себе. Мне – можно»… Это о Татьяне Лиозновой.