Нет желания общаться с человеком: как поступить: Батюшка объяснил на пальцах

Вопрос:
«Есть люди, которые навязывают свое общение, постоянно пишут, звонят. Это могут быть и поклонники, и подруги. Как правильно поступить, когда совсем не хочется общаться с определенными людьми?

В некоторых случаях даже дипломатичное, честное объяснение своего нежелания не дает результата. Считается ли грехом не отвечать и игнорировать?»

Отвечает батюшка:
В духовной жизни нет такого шаблона черно-белого – вот это грех, вот это не грех. Один и тот же поступок может быть как грехом, так и добродетелью.

К примеру, возьмем солдата, который защищает свою Родину. Есть молитвы за воинов, встающих на защиту своей земли.

И многие в этот момент подумают: «Как же так? Ведь есть заповедь “Не убий”, а они, получается, ее нарушают?» и этим они укоряют священника.

Да, подобное – это грех, но в том случае, когда ты пошел, в гневе и злости напал на кого-то, ограбил и лишил его жизни.

А когда защищаешь Родину, то устранение врага не является грехом. Это защита своей земли. Более того, все святые благословляли воинов на защиту Отечества.

Кто, к примеру, благословлял воинов перед Куликовской битвой? Великий святой Сергий Радонежский. И не просто благословил, а послал своих двух монахов – Пересвета и Ослябю.

Точно так же и оставить семью, например, может быть и грехом, и добродетелью. Если человек бросил жену с тремя детьми и ушел к другой, более молодой и свежей, с которой еще пока не ссорился, ему она более приятна, чем та, с которой прошел многие испытания – это грех.

Но если человек оставил семью и жена вместе с ним оставила семью, чтобы служить Богу, стать монахами, например, – это добродетель. Как родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария.

Читайте также:  Уже год не кипячу воду для чая в чайнике: нашла способ проще и удобнее (нет, кастрюли и термос не использую и без плиты обхожусь)

Нельзя сказать однозначно грех это или не грех. Какова цель у этого поступка? Какова мотивация? Для чего мы это делаем, ради Бога, ради Христа, либо по своей воле, ради своей греховности, из трусости, из злобы, зависти или гордыни? Надо обнаружить мотивацию в каждом деле.

В вашей ситуации, если вы не хотите общаться с людьми, они вам тяжелы, не нравятся они вам, то давайте сначала разберемся, почему они вам не нравятся.

Как могут люди не нравиться? Если ты человека не любишь, если он тебе неприятен, это значит, что ты какие-то грехи против него совершал.

Это значит, что ты его осуждал, что ты его злословил, что ты на него обижался, что ты сделал какую-то неприятность, обворовал, обманул или еще что-то. Осуждал за назойливость, навязчивость.

В вашем письме встречается фраза «навязывают свое общение». Раз вы это так оцениваете, значит, это уже осуждение.

Поэтому надо на этот момент обратить внимание, надо исповедоваться. Люди должны быть все приятны, люди должны быть все любимы.

Вспомните преподобного Серафима Саровского. Какими словами он встречал всех людей, всех, которые к нему приходили?

«Христос воскресе!» и добавлял «Радость моя!». То есть для него каждый человек был радостью. И даже те разбойники, которые его побили, искалечили, сделали навсегда инвалидом в этой жизни, когда их изловили, он ходил на суд, чтобы их спасти, ходатайствовал, чтобы их освободили от наказания.

Вот это любовь, вот это святость, мы к этому должны стремиться. Поэтому, если человек неприятен, надо разобраться в себе. Значит, ты в чём-то виноват перед этим человеком.

Мы должны на любое оскорбление, на любую злобу отвечать любовью. Так заповедал Господь. Вот Евангельская цитата: «А ты проклинающих тебя благословляй и твори добро творящим тебе напасть».

Не всегда это получается. Потому что мы находимся на поле духовной брани. Иногда мы падаем, иногда получается вставать с помощью Божьей, но к этому надо стремиться.

Читайте также:  Делюсь проверенными способами, как избавиться от покраснения и усталости глаз. Такое облегчение!

Поэтому я не могу потребовать, что вы должны прямо всех сейчас возлюбить, всех принять, со всеми общаться, отдавать свое время. Я тоже не всегда так делаю.

Буквально сегодня не принял человека на общение. Человек хотел общаться, а я сказал: «Извините, я занят, я не могу». Но я обязательно с ним пообщаюсь позже.

Пока на вашем этапе духовной жизни можно избегать какого-то общения, но надо понимать, из-за чего. Опять же, избегать общения с людьми можно либо по греху, либо по добродетели.

Например, когда вы осуждаете, и вам люди неприятны, когда вы на них раздражаетесь – это грех, избегайте общения. А когда вы хотите быть с Богом и не хотите общаться ни с кем – это добродетель.

У Игнатия Брянчанинова в «Отечнике» есть рассказ о святом, который когда-то спросил старца: «Как мне спасаться?».

Тот ему ответил: «Избегай людей и спасешься». И вот он действительно избегал людей, ни с кем не общался, только с Господом разговаривал.

Не потому, что они неприятны, не потому, что хотел сберечь свой личный покой, а потому, что не хотел отвлекаться от разговора с Богом, от молитвы. И достиг действительно высоких дарований, потому что с Богом общался.

Когда ты с Богом общаешься, то развиваешься – развиваешься в любви, в смирении, в кротости. Чем больше ты молишься, тем больше развиваешься.

И однажды его все-таки нашли отцы – отцы любят получать назидание от старцев, какое-то духовное наставление – они пришли к нему за наставлением и сказали:

«Отче, наставь нас, скажи нам что-нибудь спасительное».
И он спросил: «А вы обещаете, что вы исполните то, что я вам благословлю?».

Они сказали: «Ей, Отче, исполним».
И тогда он сказал: «Если услышите, что я где-то есть, бегите из этого места», чтобы он оставался один с Богом.

Поэтому пока, чтобы не раздражаться, чтобы не гневаться, чтобы не осуждать, можно уходить от общения, но стремиться надо к тому, чтобы это происходило в любви к людям, без осуждения, без раздражения. И стараться все-таки отдавать жизнь людям, пока вы не находитесь на таком уровне молитвы как святые.

Читайте также:  Гадание на Крещение: целых 5 вариантов гадания на будущее, четвертый меня еще ни разу не подводил

Как Серафим Саровский, который, прежде чем начать принимать людей, ушел от них в лес. Или как Антоний Великий.

Они уходили в пещеры, в пустыни, чтобы подниматься к Богу духовно, чтобы наполнить душу своей мудростью, любовью и смирением. А потом уже начинали принимать людей и отдавать это все по указанию Божьему.

Поэтому тоже можете пока избегать, но не для того, чтобы сберечь покой, а для того, чтобы разговаривать с Богом, для того чтобы наполнять душу свою молитвой. А потом вам захочется людей и любить, и отдавать себя.
Текст сделан на основе видео:

Источник

Оцените статью