Он звонил ей, и спрашивал: «Хозяйка, работа есть?»

Это переполнило чашу терпения дирекции театра, и она издала приказ с последним предупреждением: ещё одна выходка, и его из театра выгонят…

Интеллигентный хулиган

Этот замечательный актёр за свою жизнь сыграл в 64 спектаклях и 26 телеспектаклях, снялся почти в полусотне художественных фильмах, озвучил столько же и плюс к тому 17 мультиков.

Первую свою роль Ростислав Плятт сыграл в 1927 году, а последнюю – спустя 60 лет. В театре он перевоплощался с помощью грима, в кино же каждый раз представал в новом неожиданном образе, но почти не меняясь внешне.

Плятт играл почти всё – и комические, и драматические, и характерные роли, и ни одну из этих ролей он не провалил – он играл или очень хорошо, или блестяще.

Детство

Родился Ростислав 13 декабря 1908 года в казачьем городе Ростове-на-Дону, но сам казаком не был. Родители отца Ивана Иосифовича Плята, поляки, давно осели на Руси.

Родные звали его Ясиком от польского имени Ян. Мама, Зинаида Ивановна Закаменная, украинка, приехала в Ростов из Полтавы.

Когда мальчик начал говорить, бабушка по отцовской линии Жозефина Феликсовна и Александра Лукинична – бабушка по материнской линии, боролись за чистоту каждая своего родного языка: одна следила, чтобы Ростик не усвоил ничего из украинской речи, другая, наоборот, уберегала его от польского «пшекания».

В результате их стараний, которые порой напоминали боевые действия, когда Ростислав вырос, он не знал ни одного языка, кроме русского. Смесь польской и украинской крови дала удивительный результат: возникла личность яркая, ни на кого не похожая.

Когда мальчику исполнилось 8 лет, мама умерла. Отец переехал в Москву и вскоре женился вновь. Плят-старший работал адвокатом, и среди его клиентов было немало театральных работников.

Так сыну, который с детства мечтал стать актёром, открылись двери в артистические круги, где ему впервые поведали об основах русского театрального искусства – системе Станиславского. В 12 лет Слава уже болел театром.

Он простаивал у тумб, на которые клеились театральные афиши, и вызубривал имена, фамилии и звания актёров, вырезал из газет всё, что касалось театра – рецензии, хроники, и вклеивал в пухлые тетради, которых со временем накопилось изрядно.

В 16 лет он сменил отчество на более звучное, к фамилии добавил одну букву «т», и в паспорте значилось, что он – Ростислав Янович Плятт. Под эти именем он и вошёл в историю советского театра и кино.

Театральный ВУЗ

После окончания школы им. Эдисона Плятт поступил к Юрию Завадскому, ученику Евгения Вахтангова в 3-ю студию МХАТ. У Завадского артисты зарабатывали, где придётся, и тащили всё в студию.

Всё хозяйство вели сами: за электричество отвечал великий актёр Николай Мордвинов, за пошив сценических костюмов и уборку помещений – Вера Марецкая.

Плятт перебывал на многих хозяйственных постах, но особенно выделялся при уборке мусора и заведовании реквизитом. Плятт сразу стал любимцем Завадского – ему прощались любые выходки. Все называли его нежно Ростик или Плятик.

А Завадский был для Плятта не просто учителем, а покровителем и наставником на долгие годы. Музой Плятта стала Вера Марецкая, бывшая жена Завадского. Её талантом Плятт восхищался всю жизнь. Поговаривали, что в Марецкую он был безответно влюблён.

Вера Марецкая

Юмор

Плятт обладал прекрасным чувством юмора, переплюнуть которое могла лишь коллега по театру Фаина Раневская. Он был записным балагуром, знал много историй и умел их рассказывать с невозмутимым лицом так, что все вокруг умирали от хохота.

Несмотря на серьёзное отношение к работе, врождённую утончённость и благоприобретённую интеллигентность, Плятт частенько шокировал людей своими смелыми розыгрышами, прослыл непревзойдённым, как бы сейчас сказали «приколистом» и даже интеллигентным хулиганом.

Читайте также:  Татьяна Лиознова: "Никто не услышит моего стона". Ей не суждено было испытать обычного, женского счастья

Как-то он в костюме Адама бегал возле храма Христа Спасителя, и пугал богомольных старушек. Его поймали, отвели в милицию, составили протокол, и даже заступничество Завадского, самолично ходившего в участок, не помогло, а потом выгнали из студии.

Впрочем, в безработных Плятт ходил не долго: Завадский вскоре простил своего любимца, и вернул его назад.

Свои первые роли Плятт сыграл именно у Завадского. В 1936-м Завадского, по сути, сослали на родину Плятта в Ростов-на-Дону, а вслед за ним в местный драмтеатр им. Горького уехала почти вся труппа, в том числе и Плятт.

Первые роли в кино

В 1938-м Плятт на пять лет расстался с Завадским – тот остался в Ростове, а Плятт уехал в Москву и поступил в театр им. Ленинского комсомола.

К 30 годам в творческой биографии Плятта было уже несколько заметных театральных работ, а вот кинематографисты его не замечали.

Но в 1939 году вышли сразу два фильма с его участием – «Ленин в 1918» году Михаила Ромма, но там роль была маленькая, и Плятта в титры добавили лишь в 1988 году при реставрации картины, когда он уже был мегазвездой.

«Подкидыш»

Со второй картиной повезло куда больше: комедия «Подкидыш», снятая Татьяной Лукашевич, сделала Плятта всесоюзно знаменитым. По сюжету маленькая девочка Наташа сбежала из дома, и отправилась гулять по улицам столицы.

Среди новых случайных знакомых оказался и герой Плятта неуклюжий долговязый очкастый геолог Евгений Семёнович, бездетный холостяк, общественник и член профсоюза.

Добрая история, придуманная Агнией Барто и Риной Зелёной, должна была напомнить зрителям о том, как важно всегда оставаться чуткими и внимательными к окружающим людям.

Однако работа над этой картиной стала настоящим испытанием для всех её создателей, и всё из-за исполнительницы главной роли Вероники Лебедевой. 7-летняя девчушка оказалась настоящим деспотом – она капризничала и срывала дубль за дублем.

Когда Вероника поняла, что всё и вся зависит от неё, она стала совсем еnfant terrible. Больше всех досталось Плятту.

Сцена, где мокрый Евгений Семёнович выходил из ванной комнаты, а Вероника должна была вытирать ему голову полотенцем, снималась в октябре в нетопленном павильоне «Мосфильма».

Плятт садился на тахту, а ассистент режиссёра поливал его из чайника, чтобы с головы капала вода. Но девочка наотрез отказалась вытирать «противного дядю Плятта». Пока её уговаривали, голова высыхала, капель не было, и всё начиналось сначала.

(Фёдор Хитрук в своём мультике «Фильм, фильм, фильм», снятом через 30 лет после «Подкидыша», ничего не выдумывал – помните, как вся съёмочная группа выплясывала перед девчушкой на лугу?).

Так было сорвано больше десятка дублей, и удивительно, что Плятт не подхватил ангину. Картина имела ошеломительный успех, и Плятт полагал, что за ним уже закрепился типаж рассеянного очкарика или вредного неудачника.

Примерно таким был его герой в картине «Ветер с востока» Абрама Роома, сценарий к которому создавался при участии польской писательницы и революционерки Ванды Василевской.

В 1940-м Ромм, пожалевший места в титрах «Ленина в 1918 году», позвал Плятта на небольшую роль Янека – безработного извозчика, жаждущего счастья, своём фильме «Мечта».

Съёмки фильма закончились в 1941-м году, а зритель увидел его лишь в 1943-м, вероятно, потому, что был он не ко времени мрачным.

В том же 1940-м Ольга Преображенская и Иван Правов предложили Плятту роль гниловатого урки Васьки Щербака в фильме «Парень из тайги».

Режиссёры увидели в нём уголовника, и он какое-то время играл отрицательных персонажей, которые не совсем в ладу с законом. В том тёмном мире были очень интересные для Плятта яркие герои.

Великая Отечественная

В начале войны из Москвы эвакуировались все театры, но Плятт вместе с несколькими десятками актёров из разных трупп остался в столице.

Читайте также:  Обрела внебрачную внучку, пережила уход младшего сына и любимого мужа, но осталась не сломленной

В 1942 году они объединились и в помещении Театра Революции создали Театр драмы, который целый год был единственным театром, работавшим в Москве. Режиссёр Николай Охлопков ставил пьесы Константина Симонова «Жди меня» и «Русские люди».

В 1943-м из Алма-Аты вернулся театр им. Моссовета, который возглавлял Завадский, Плятт перешёл к своему любимому режиссёру, и оставался в этом театре до конца своих дней, играя практически во всех спектаклях театра главные роли.

«Весна»

В 1947-м Плятт сыграл смешного охотника за чужой жилплощадью завхоза академического института Василия Бубенцова в комедии Григория Александрова «Весна».

В картине также снимались коллеги Плятта по театру им. Моссовета Любовь Орлова и Фаина Раневская, вместе с которой он уже играл в «Подкидыше». После этого фильма Плятт стал Заслуженным артистом РСФСР, а спустя два года – народным.

«Убийство на улице Данте»

В середине 50-х на съёмках картины «Убийство на улице Данте» состоялась новая встреча Плятта с Михаилом Ромом. Плятт играл там довольно заметную роль импресарио Грина, и эта работа стала, пожалуй, первой серьёзной психологической киноролью Плятта.

Дружба с Юрием Никулиным

Плятт жил в одном доме с Юрием Никулиным и дружил с ним не только по-соседски. Они постоянно подшучивали друг над другом, словно соревнуясь в остроумии. Как-то Плятт пальцем вывел на грязной «Волге» Никулина: «Срочно помыть!»

Глубоко за полночь Плятта разбудил телефонный звонок. В трубке послышался голос Никулина: «Уже помыл», и, не дав Плятту сказать ни слова – короткие гудки.

Народным артистом СССР Плятт стал в 1961 году, на 12 лет раньше Никулина, но он и был старше своего друга на 13 лет.

В 1962-м Никулин и Плятт встретились на съёмках картины Леонида Гайдая «Деловые люди» по О. Генри. Эта новелла стала не первой совместной работой Плятта и Гайдая.

Правда, судьба «Жениха с того света», которая высмеивала избыточную бюрократию в обществе, была незавидной.

Партийному и киношному начальству фильм не понравился, из него вырезали целые сюжетные линии, а то, что осталось, Гайдаю увязать в единое целое не удалось, и получилось своеобразное лоскутное одеяло.

Во время съёмок «Деловых людей» Никулин был ещё не очень опытным киноактёром, и он не стеснялся учиться мастерству у Плятта.

Гайдай сватал Плятта и на роль Кисы Воробьянинова в «12 стульев». Плятт сначала согласился, но когда узнал, что Ипполита Матвеевича хочет сыграть Сергей Филиппов, в то время серьёзно болевший, уговорил Гайдая отдать роль ему. Это был поступок по-настоящему благородного человека.

С возрастом Плятт не прекратил своих шуток и розыгрышей. В конце концов, это переполнило чашу терпения дирекции театра им. Моссовета, и она издала приказ с последним китайским предупреждением Плятту: ещё одна выходка, и его из театра выгонят.

Плятт предупреждению не внял, но никто его не выгнал: народ давно уже шёл «на Плятта», ставшего за полвека живой легендой театра.

При этом Плятт никогда не вёл себя как звезда, не капризничал, не требовал для себя каких-то привилегий, какого-то особого подхода и повышения зарплаты.

«Семнадцать мгновений весны»

С юмором общался Плятт и с кинорежиссёрами, например, с Татьяной Лиозновой. Он звонил ей, и спрашивал: «Хозяйка, работа есть?» Лиознову шутки Плятта не смущали и не обижали – она понимала весь его актёрский диапазон.

Поэтому на роль пастора Шлага, своеобразного нравственного камертона картины «Семнадцать мгновений весны», утвердила его без проб.

Чуть раньше Плятт сыграл подручного иностранной разведки Коку в шпионских фильмах Вениамина Дормана «Ошибка резидента» и «Судьба резидента». Возможно, Лиознова именно там Плятта и приметила.

Очень тяжело снималась сцена лыжного перехода пастора Шлага через германо-швейцарскую границу в Альпах.

Сердце у Штирлица не зря щемило: Плятт совсем не умел ходить на лыжах – это вообще был первый его опыт. Лиознова не стала брать дублёра лыжника, и обыграла это неумение.

Читайте также:  Потеряв мужа в 35, осталась с 3-мя детьми: зигзаги судьбы актрисы Анны Табаниной

Пастор далеко не главный персонаж в фильме, а если следовать исторической правде – вообще лишний, ведь ещё 9 марта 1945-го американцы сообщили Наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову о том, что немцы вышли на них с предложением провести сепаратные переговоры.

Но забыть Шлага невозможно – в отличие от других героев он естественный, уютный, добрый, домашний. Эта роль была одной из двух любимейших работ Плятта в кино. В 1982 году Плятт получил Госпремию СССР.

«Послесловие»

В 1983 году вышел предпоследний фильм с участием Плятта: Марлен Хуциев снял «Послесловие», где в титрах было указано всего два актёра – Ростислав Плятт и Андрей Мягков.

Герой Плятта 75-летний бывший фронтовой хирург по-детски восторженный и непосредственный Алексей Борисович приехал в Москву к дочери.

Но её неожиданно отправили в командировку, и на несколько дней его спутником стал зять Владимир, аспирант, который своего тестя просто не понимает. В картине есть несколько пронзительных щемящих сцен прекрасно сыгранных Пляттом.

«Визит к Минотавру»

Плятт играл в театре и снимался в кино, пока ему позволяло здоровье. Настоящим ударом для него стала травма бедра. Он не мог ходить на репетиции, выходить на сцену. Невозможность заниматься любимым делом, вероятно, укоротило его жизнь.

Однако без театра и кино Плятт себя не мыслил. Съёмки в детективе Эльдора Уразбаева «Визит к Минотавру» по сценарию Аркадия и Георгия Вайнеров оказались для него настоящей проверкой на прочность.

Плятту было уже под 80, стоять и долго ходить он не мог. Поэтому его герой скрипичный мастер Николо Амати почти всё время сидел.

Когда же нужно было сделать хотя бы несколько шагов по разметке, в конце дистанции, пройденной исключительно на силе воли, ему подкатывали кресло, и он падал в него. Делать следующий дубль он мог лишь через час-полтора.

Образ Амати благодаря Плятту играет куда большую роль, чем предполагали сценаристы и режиссёр. Многие критики считают, что это лучшая работа Плятта в кино, ставшая, по сути, творческим завещанием великого артиста.

Имя ему сделал «Подкидыш», «Визитом к Минотавру» стал достойным завершением пути. Его карьера длилась полвека, ярко начавшись и не менее ярко закончившись.

Когда в Вильнюсе закончили снимать сцены с Пляттом, съёмочная группа пошла провожать его на вокзал, до которого от гостиницы было едва ли двести метров. Вышли задолго до отправления поезда.

Плятт проходил десяток шагов и усаживался на табурет, который с благоговением нёс кто-то из артистов, и начинал что-то рассказывать, а те, кто шёл рядом с ним, слушали, затаив дыхание.

Пока позволяли силы, Плятт играл на сцене любимого театра им. Моссовета, а спектакль «Дальше – тишина» поставленный Анатолием Эфросом по пьесе Вени Дельмар про двух стариков в конце жизни, где партнёршей Плятта была его давняя подруга блистательная Фаина Раневская, стал визитной карточкой театра.

Плятт был женат дважды. Его первой женой была актриса Нина Бутова, с которой они вместе играли в театре.

В 1978-м Нина умерла, и через несколько лет после её смерти Плятт женился на преподавателе ГИТИСа и дикторе Всесоюзного радио Людмиле Маратовой. Детей Плятту Бог не дал.

Помимо театра и кино Плятт очень любил работать на радио – он записал два десятка радиоспектаклей и 37 лет озвучивал Робинзона Крузо в популярнейшей детской программе «Клуб знаменитых капитанов».

Ого! К его выходкам привык уже весь театр!Всё это давало Плятту возможность раскрыть себя с совершенно другой стороны, играть только голосом, только интонацией. Тут он мог хулиганить вволю.

2 марта 1989 года Ростиславу Плятту было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а почти через 4 месяца, 30 июня 1989 года он умер на 81-м году жизни.

Источник

Оцените статью