Самый знаменитый польский фильм XX века – это «Знахарь». Его снял в 1982 году Ежи Гофман. Фильм получил широкую известность благодаря невероятной трогательности истории жизни, представленной в нем.
Судьба профессора медицины, который лишился памяти, семьи, и, казалось бы, самой жизни, но сохранил при этом доброту и честь, вызывала восхищение широкой публики.
И, конечно же, счастливый финал, в котором врач обретает потерянное, теплил невероятную надежду на лучшее в сердцах жителей Польши, познавших военный режим.
«Знахарь» получился невероятно точно передающим мысль о том, что оставаться человеком с большим сердцем можно в любых условиях и при любых обстоятельствах. И что именно это человеческое качество более всего и вознаграждается самой жизнью.
Сюжет этой кинокартины актуален и сейчас. Ее периодически включают в телетрансляцию, она вызывает живой интерес и дискуссии.
А непосредственно после ее выхода на экраны режиссер и исполнители главных ролей стали всемирно известными. Об этом фильме читайте в нашей новой публикации.
Первый раз на экране
Впервые кинолента по «Знахарю» была снята еще 1937 году. Доленга–Мостович написал сценарий, а Михаил Вашиньски снял его как режиссер. Совершенно непредсказуемо результат работы над фильмом киностудия не приняла.
Автор доработал материал до полноценного романа «Профессор Вильчур», после этого картину пересняли еще один раз в 1939 году. Именно с этой попытки фильм все-таки вышел на широкие экраны и имел ошеломительный успех.
После него отсняли продолжение и даже запланировали съемки третьей части. Однако не позволила продолжить работу начавшаяся Вторая мировая война. Заканчивать ее пришлось уже много позднее.
С чего все начиналось
До идеи очередной экранизации «Знахаря», режиссер Ежи Гофман прославился съемками исторических батальных постановок по трилогии Генрика Сенкевича «Потоп» (1974) и «Пан Володыёвский» (1969). Его идея была воспринята скептически.
Польшу в то время (а это был 1980 год) захлестывала волна протестов, забастовок. Конфликт между обществом и властью нарастал.
Культура переживала не лучшие времена, поэтому идея выпуска трогательной мелодрамы с достаточно классическим сюжетом не сулила успеха.
Режиссер позднее вспоминал, что в условиях политической нестабильности, волнений и противостояний, съемки фильма как будто бы погружали в совершенно иной мир.
Приступить к съемочному процессу удалось только тогда, когда в 1981 году в Польше было введено военное положение. Политическая обстановка изменилась, сложился подходящий момент.
Невероятный успех
Вышедший на экраны в 1982 году фильм «Знахарь» идеально совпал с веянием времени. В тяжелые времена он нес людям надежду на то, что сложности рано или поздно заканчивают и наступает долгожданное и такое желаемое счастье.
Зрители покидали кинотеатры в слезах, а критики с удивлением отмечали, как же они ошибались насчет идеи с простым сюжетом мелодрамы.
Летом того же года фильм запустили в прокате и в Советском Союзе. История польского врача, превратившегося в обычного сельского знахаря оказалась близка и понятна советскому зрителю.
История любви и чести, сбывшихся надежд, чудесного спасения не могла оставить равнодушным никого. Много миллионов зрителей приходили в кинотеатры получить свою порцию многогранных эмоций, разукрасить серые будни прекрасными красками надежды.
Причем здесь Белоруссия
Самым близким и очень похожим на свой, фильм предстал для белорусов. События фильма разворачиваются в 1930 –е гг. Хоть прямой отсылки на это нет, но очевидно, что действие происходит на территории довоенной Западной Беларуси.
Уж очень нескрываем именно белорусский колорит. Ничего удивительного, ведь автор романа родом с витебщины. В своих журналистских и писательских произведениях он нередко привязывал сюжет именно к западно-белорусским городам и деревням.
Территориально же фильм снимали в городе Бельск-Подляшский. До войны он и был частью Западной Беларуси, которая только после Второй мировой отошла к Польше.
Еще с довоенных времен в некоторых местечках сохранился отпечаток белорусской истории. Его можно коснуться, неспешно прогуливаясь по старым улицам.
В некоторых деталях для внимательных наблюдателей запечатлена настоящая история. Магазинчик, в котором по фильму работала Марыся, сегодня сохранился. Он, конечно же, является местной достопримечательностью.
Оптимистический финал
Безусловно, самым значимым моментом фильма стал его финал. Влюбленный граф, не в силах пережить утрату любимой девушки, решает распрощаться с жизнью. По его приказу садовник срезает в саду все розы.
Граф оставляет предсмертную записку родителям и в полной готовности отправиться на могилу к любимой искать собственную смерть узнает о том, что она жива. Жива и здорова.
Граф, обезумевший от счастья, бросается навстречу с любимой. Он готов без конца осыпать ее цветами. Каким бы удивительным это ни казалось, но восхитительный букет из роз составил значительную часть бюджета фильма.
Накануне съемок финала фильма, декоратор получил задание купить самые восхитительные цветы в городе. Однако каково же было недоумение режиссера, когда он вернулся с букетиком роз, которые были почти чайными.
Декоратор не был виноват, люди действительно жили тогда в дефицитном положении, и цветов это тоже касалось. Финал был под угрозой. Отсутствие подходящих роз грозило срывом всего съемочного процесса.
Было принято экстренное решение: ехать за цветами в столицу прямо на такси. Маршрут протяженностью около двухсот километров, конечно, обошелся недешево.
Однако он стоил того, что именно там удалось купить несколько десятков незабываемых роз желтого цвета.
Букет из роз
По воспоминаниям исполнителя главной роли, в итоге счет за цветы был огромным. Такую роскошь в те времена поляки себе не позволяли, так шиковали только иностранцы.
При этом не поскупился на пленочный метраж и режиссер. Вместо пары дублей сцены с цветами, их получилось более десятка.
Со стороны могло показаться странным, сколько же раз можно снимать абсолютно одинаково падающие желтые розы. Однако режиссер знал свое дело.
Эпизод с цветами получился идеальным. Именно он-то и стал самым выразительным для многих зрителей.