Святые отцы считали этот грех самым непростительным. И вот почему

Вопрос: «»Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших,

опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.» (Евр 6:4-6). Грозные слова. Как мне каяться, если я знаю, что, скорее всего, продолжу грешить?»

Ответ священника Михаила Дудко: Действительно, слова эти грозные, слова эти страшные, потому что каждый из нас знает, что, когда мы каемся на исповеди в мелких грехах, например, многоглаголании или обжорстве и каких-то таких же других грехах, мы чаще всего знаем, что мы опять нарушим обещание, данное Богу на исповеди.

Мы опять сорвёмся, опять объедимся, опять слишком много наговорим, посудачим, осудим кого-нибудь и совершим все те грехи, которые мы часто называем даже повседневными. И более того, мы знаем, что «несть бо человек, иже жив будет, и не согрешит». Только сам Господь наш без греха.

Как нам соединить наш образ жизни с теми грозными словами, которые мы только что прочитали? Не значит ли это, что наше покаяние бессмысленное и бесполезно, раз мы снова и снова впадаем в те же самые грехи?

Во-первых, всё-таки грехи есть очень разные. Мы знаем, что святые отцы дают многие степени совершения от прилога ко греху и до страсти, когда человек уже не может освободиться от этого греха.

Во-вторых, сами по сути своей грехи, конечно, разные. Одно дело — лишнего поговорить или съесть что-то лишнее, а другое дело — убить человека. Это, конечно, по степени очень разные грехи.

И просвещение наше опять-таки может быть очень разным. Один спрос с человека, который мало чего знает просто потому, что Господь не дал ему разума. Другое дело — человек, который прекрасно всё понимает, прекрасно всё знает.

Читайте также:  Что делать, если ухажер не понимает слова "нет": как отвадить назойливую любовь

Более того, как здесь написано «соделавшихся причастниками Духа Святого», что это значит? Почитайте житие святого преподобного Серафима Саровского, как явление Духа Святого преображает человека, насколько человек становится другим.

И вот в этом состоянии вдруг опять впасть в какой-то тяжкий грех или, тем более, вернуться к страсти, чаще всего означает, что человек пренебрег даром Духа Святого.

Чаще всего означает, что он уже не в состоянии вернуться. И это очень часто замечено на примере даже такой страсти, которой многие подвержены, — страсть пьянства, алкоголизма.

Господь очень часто, когда человек кается в первый раз, даёт священнику, который принимает исповедь, силу и благодать особенную, и человек преображается и довольно легко перестаёт пить. То есть прекращает как бы быть алкоголиком.

Но в том случае, если мы помолились с ним вместе, мы приняли обещание перед Богом больше не пить, и он это нарушил, то с этого момента начинается его серьёзное падение. Второй и третий раз я не видел, чтобы действовала такая же благодать, как действует в первый раз.

Человек позволил себе, и после этого свершилось над ним то, о чём говорится в послании апостола Павла к евреям. Невозможно обновлять его покаянием.

Почему? Потому что он опять впадает в то же самое. Поэтому это предостережение для нас. Будем беречься оскорблять Святого Духа.

Кроме того, на мой взгляд, здесь идёт речь об одном страшном грехе — грехе хулы на Духа Святого. Человек может опомниться и отойти от греха, когда Господь ему откроет истину.

Но в том случае, если истина ему уже открылась, и если он идёт вопреки этой очевидной открытой ему истине, противится ей, идёт против Бога, то что может заставить его очнуться и покаяться?

Читайте также:  Надежная смесь от пищевой моли. Мгновенно отпугивает вредителей

Нет такого греха, который он не совершил бы, и нет такого стимула, который бы позволил ему вернуться в прежнее состояние, потому что он уже всё знает.

Недаром святые отцы говорят, что хула на Духа Святого есть сопротивление очевидной истине, открытой Духом Святым. Человек такой не может раскаяться, потому что всё ему уже открыто, и нет такого стимула, который заставил бы его вернуться назад.

Так что мы должны каяться. И показатель того, что мы не совершили этот грех, о котором говорится в этом отрывке, — то, что мы пришли уже на исповедь. Поэтому если мы пришли на исповедь, значит, мы не совершили такой грех, который не прощается.

Нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного. Если мы раскаиваемся, то Господь вновь и вновь будет обновлять нас покаянием, но каждый раз это будет, я согласен, всё более и более трудно. Так что надо беречь себя и молиться Господу, чтобы не впасть в эти тяжёлые грехи и не отвергать благодать Божию.

Источник

Оцените статью