Они оба имели невероятный успех на пике славы. Ангелина Степанова выступала на одной сцене с Василием Качаловым и Ольгой Книппер-Чеховой. Константин Станиславский считал её лучшей актрисой МХАТа.
Николай Эрдман выпускал одну пьесу за другой. Их ставили на лучших сценах страны. Фильмы по его сценариям становились жемчужиной советского кино.
Их тайный роман длиною в семь лет вместил в себя всю палитру чувств: счастье, боль, тяжелые испытания и пустые надежды. Ради любимого Ангелина перешагнула через гордость. Но ему, как оказалось, все её жертвы оказались не нужны.
Соседи
Ангелина Степанова пришла в театр будучи 19-летней. Уже через год дебютировала на сцене в спектакле «Горе от ума», где ей досталась главная роль, а партнером выступил сам Станиславский.
Тоненькая, длинноногая, с прелестным точёным личиком. Именно так описывали её все те, кто помнил юную Лину. Помимо этого, девушка достойно держалась и никогда не показывала свой характер. За кулисами ей даже придумали прозвище— «Ангелочек».
К тому времени Степанова уже была замужем за театральным режиссером Николаем Михайловичем Горчаковым, который любил её всю жизнь.
Дом в Кривоарбатском переулке, где проживали супруги, был хорошо знаком в театральной Москве. Их квартира была коммунальной. Соседнюю комнату занимал советский драматург Николай Волков вместе с супругой Бэллой Казарозой.
Два Николая любили собираться в компании с женами. Семьями посещали выставки, театры, концерты. Пили чай на общей кухне, до хрипоты спорили на тему искусства.
Частенько на огонек к ним заглядывали Мейерхольд и Марков, Бабель и Олеша, Маяковский и Брик. Именно здесь Ангелина впервые увидела Николая Эрдмана, который пришел в гости не один. С ним была его супруга —балерина Дина Воронцова.
Между Степановой и Эрдманом страстный роман вспыхнул сразу. О чем влюбленные всячески старались скрывать на протяжении долгих лет.
Ради безумной любви Ангелина была готова оставить мужа, но Эрдман не спешил уходить из семьи. Актриса хотела подарить любимому ребенка, но драматург был категорически против.
Даже когда Лина потеряла первенца по вине возлюбленного, ее чувства не угасли. Она решительно подала на развод и поселилась в пустой квартире подруги Елены Елиной. Сценарист навещал возлюбленную, но по-прежнему ничего не желал менять в жизни.
Ссылка, разлука, разочарование
Эрдмана арестовали прямо во время съемок фильма «Веселые ребята» в 1933 году, он был его сценаристом. Поводом для этого послужили сочинённые им политически острые стихи. Приговор по делу был относительно мягким,— три года ссылки.
Узнав об этом, Ангелина не смогла сидеть сложа руки. Она оббивала пороги чиновников, добралась до самого Авеля Енукидзе, являющимся одним из самых приближенных к Сталину человеком.
Енукидзе любил театр, любил красивых молодых женщин. Был в курсе всех дел в театре, и к Лине относился почти по-отечески. Придя к покровителю на прием, она просила лишь об одном— помочь ей получить свидание с Эрдманом, а после позволить навестить его в ссылке.
Чиновник отговаривал женщину, запугивая тем, что она может уже никогда не вернуться домой. Но 28-летняя Степанова была непреклонна.
Актрисе удалось добиться разрешения за «некоторое вознаграждение». Ей пришлось пожертвовать собственным достоинством ради встречи с любимым и перевода того на лучшее место, в город Енисейск.
За время ссылки драматурга, Ангелина и Николай написали друг другу множество писем. Посредством душевных посланий продолжался их роман. Она старалась всячески приободрить единственного, он отвечал взаимностью.
Через год она смогла приехать к нему. Но вскоре ей стало известно, что Эрдман хлопотал о супруге, и Дина Воронцова уже в пути. Эта новость настолько ошарашила актрису, что писать больше не хотелось. Ничего…
Она увидела его лишь спустя 22 года. Эрдман взял руки Ангелины в свои и долго глядел ей в глаза. Она тоже смотрела на измененные временем милые черты.
Потом они сидели за столом, пили чай, говорили об искусстве, как-будто и не было в их жизни ничего или просто стёрлось в памяти.
Лишь на прощанье он сказал, что все это время думал о ней. Она тоже призналась, что возвращалась памятью к тем годам их любви. Ангелина смогла простить Николая. И была благодарна Богу за то, что позволил сделать их последнюю встречу такой теплой и человечной.
Не сломлена духом
Известие о беременности, от неизвестного чиновника, в 1936 году, Степанова восприняла спокойно. Появившемуся на свет малышу, дарила материнскую любовь и заботу. Дабы «забыться» полностью погрузилась в работу.
Блистая на сцене в постановках «Сестра Жерар», «Горе от ума», «Вишневый сад» актриса имела оглушительный успех. А спектакль «Анна Каренина» получил не только овации, но и разрешение на выезд за границу.
Уже через год, во Франции, она познакомилась с писателем Александром Фадеевым, своим будущим мужем. Так началась новая эпоха её жизни.
19 лет продолжался их брак. Актриса родила писателю сына Михаила. Сначала Ангелина не испытывала тех чувств, которые знала от первой любви. Но со временем полюбила, познала ответную любовь, и настоящее женское счастье.
Хотя легкой их жизнь назвать нельзя. Фадеев любил выпить, заводил романы на стороне. Но артистка никогда не жаловалась В театре не знали о её семейных трудностях. А сама она опять спасалась работой.
Как в последний раз
В 1956 году Ангелина Иосифовна стала вдовой. В тот день, когда советский писатель и общественный деятель предпочел добровольно уйти из жизни, его жена была на гастролях в Югославии. Ей сообщили, что нужно срочно собираться и ехать в Москву, но не сказали, что мужа больше нет.
О том, что она едет его хоронить Степанова узнала из газет в будапештском аэропорту, когда дожидалась свой рейс. Она достойно пережила все последующие события. Никто не должен был видеть истерик и слез парторга МХАТа и вдовы известного деятеля.
Спустя два дня после похорон, актриса улетела на гастроли в Белград. Одному Богу известно, чего ей стоило принять такое решение, но поступить иначе она не могла.
Уже позже коллеги рассказывали, что на вдове в тот день не было лица. Глаза впали от слез, лицо осунулось, за все время дороги до театра она не проронила ни слова. На сцену к зрителям вышла величественно, проникновенно произнесла первую фразу и потрясла зал своей игрой! «Как в последний раз», -делились они впечатлениями потом.
Последние годы
Приход во МХАТ Олега Ефремова, народная артистка переживала нелегко. Поначалу она шла у него на поводу, во всем его слушалась, ей нравилось всё, что он делал.
Да и он ценил талант Ангелины Иосифовны. Но постепенно стала чувствовать себя чужой в родном театре. Её стали раздражать чужие лица, чужие люди… И она ушла. На тот момент ей было 87 лет.
Степанова была из тех актрис, кто никогда не скрывали своих лет. Даже уйдя на пенсию, она была безупречна в нарядах, всегда элегантна и в хорошем расположении духа.
Даже уже будучи совсем пожилой не жила затворницей. В ее квартире всегда было чисто прибрано, вкусно пахло, стояли вазы со свежесрезанными цветами. Гостей всегда встречала с улыбкой и большим накрытым столом.
К сожалению, ей пришлось пережить своего старшего сына. Александр ушел из жизни на 58 году. А через год скончалась и она. Народной артистке, Герою соцструда и Лауреату двух госпремий было 95 лет.